статья Спасти публициста Пионтковского

Вадим Белоцерковский, 13.12.2006
Вадим Белоцерковский

Вадим Белоцерковский

Я долго не хотел ввязываться в полемику с Андреем Пионтковским. В прошлом мы с ним состояли в дружеских отношениях, и я с большим уважением относился к его публицистике, острой и яркой. И во взглядах мы с ним, похоже, сходились. Но со временем в статьях Пионтковского появилась традиционная "русская линия": хороший, умный царь и злые, глупые бояре, которых Андрей обозначал словом "элита": царь, дескать, всячески стремится не ссориться с Америкой и Европой, но элита давит на него по-страшному. И эту линию Пионтковский гнул все сильнее.

Случилось даже так, что в составленном мною тексте обращения правозащитников к творческой интеллигенции "Необходимо прекратить войну в Чечне" (март 2002 года), который уже был подписан ведущими активистами движения, Пионтковский потребовал убрать замечательную фразу писателя Виктора Астафьева: "Мы никогда не будем там правы, как не были правы немцы, воюя против нас в России. Чеченцы вынуждены сопротивляться..." Фраза эта, по мнению Пионтковского, могла отпугнуть творческую элиту. Вместо нее он вставил слова Путина о том, что, мол, неважно, какой статус будет у Чечни, лишь бы она не служила плацдармом враждебным России силам. Таким образом Пионтковский разъяснял, что злобная и тупая политическая элита не хочет действовать согласно мудрой установке президента, а элита творческая должна президента поддержать. На мой же взгляд, "мудрая установка" Путина представляла собой обычную его демагогию.

Постепенно начал меняться и стиль статей Пионтковского: он становился злобным, вульгарным, истеричным.

А в этом году в творчестве Пионтковского произошел новый поворот. Он начал заниматься тем, в чем обвинял элиту: издеваться над западными политиками и возвышать над ними нашего подполковника. "В Питере на встрече G8, - писал Пионтковский, - Путин ловил необыкновенный кайф, открыто издеваясь над современной генерацией лидеров Запада". Путин, читаем далее, "вел себя как Генеральный Секретарь Запада, устраивавший выволочки своим младшим коллегам. Хотите прочесть мне лекцию о демократии, господин президент США? А вот вам мордой об иракский стол. Попытался что-то проблеять британский премьер - а вот вам в рыло лордом Леви, мистер Блэр. И скушали, и умылись, и поблагодарили... В общем, этих он заткнул за пояс играючи".

Но этого Пионтковскому мало. Он пророчит Западу скорую погибель под натиском исламизма и опирается в этом пророчестве на авторитет аж самого министра иностранных дел России: "Как справедливо отметил Сергей Лавров, "европейцы еще не осознали, что они сами уже стали частью исламского мира". И Пионтковский развивает "мысль" Лаврова: "Если не на ближайших, то уже на следующих выборах в официальную церемонию инаугурации французского президента будет включена обязательная процедура обрезания в прямом эфире в Мечети Парижской Богоматери". Маэстро, конечно, изволит шутить, но уж больно шутка эта приятна для слуха Ле Пена и Поткина-Белова!

"Я вижу, - продолжает наш Нострадамус, - только одну силу, способную в исторической перспективе остановить распространение исламистской чумы, не связывая себя буржуазными условностями политической корректности. Это Китай... Будущие китайские Гиббоны со вкусом и обстоятельно проанализируют причины Падения Запада в начале XXI века. В своих многочисленных трактатах они обязательно отметят ничтожество последней генерации его вождей... Их беспомощность, слабость, трусость, жадность, некомпетентность, стадность, глупость, абсолютное личное несоответствие масштабу исторических вызовов".

Полемизировать с такими высказываниями не стоило бы, если бы они не отражали интеллектуальный уровень значительной части нашего общества. А Пионтковский занимает сегодня позицию одного из ведущих публицистов оппозиции, введен в руководящий совет "Яблока" и является его представителем в США!

После окончания боев израильской армии с партизанами "Хизбаллы" в Ливане Пионтковский взялся и за Израиль. Война, утверждал он, была провальной для Израиля и теперь его ждет верная гибель. Все западные страны, включая США, потеряли, мол, веру в силу Израиля и мечтают сдать его ради умиротворения исламских радикалов. И "когда зверь (арабский), впервые в эту войну по-настоящему почувствовавший запах крови, прыгнет в следующий раз, Израиль, будет прижат к своей последней Стене Плача. Ему не на кого будет надеяться. Ему останется только убивать и умирать, убивать и умирать... И Запад не сразу поймет, что это и будет настоящий, нефукуямовский конец его истории".

"Первые пять лет четвертой мировой войны (2001-2006), - выходит на свою главную линию Пионтковский, - ознаменовались сокрушительной психологической и политической победой исламофашистов. Они "опустили" всех своих будущих жертв, заставив их выстроиться в очередь спешащих предать друг друга".

Продолжая тему "четвертой мировой войны", Пионтковский предрекает гибель НАТО, захват исламскими радикалами Афганистана вслед за Ираком и их выход к границам Казахстана. Но здесь, провидит будущее публицист, они будут остановлены великим Китаем, "который установит военно-политический протекторат над всем регионом бывшей советской Средней Азии. После чего геополитическая судьба Сибири и российского Дальнего Востока станет очевидной".

А что же США, какова их роль "на фронтах четвертой мировой"? "Никогда еще военная и экономическая мощь США не была так внушительна, - пишет Пионтковский. - И никогда еще США не были так слабы, неубедительны, расколоты внутри, изолированы от своих традиционных союзников, растеряны и по существу беспомощны на мировой политической арене".

Пионтковский не приводит никаких оснований для этого фантастического, мягко говоря, высказывания.

Какова же, на мой взгляд, реальная картина взаимоотношений Путина и лидеров Запада? После питерского совещания "восьмерки", на котором, по мнению Пионтковского, Путин "выстроил и опустил" всех западных лидеров, он (Путин) прилетел в Германию, в Дрезден, и принялся уговаривать Ангелу Меркель создать энергетический альянс с Россией и стать эксклюзивным распределителем российского газа в Европе, допустив за это "Газпром" (то есть Кремль) к владению немецкой газораспределительной сетью. Путин уверял Меркель и немецких бизнесменов в миролюбии России: ни о каком газовом шантаже не может быть и речи!

Но на другой же день Меркель полетела в Париж и за одну встречу договорилась с Жаком Шираком о создании энергетического альянса внутри ЕС без участия России. Путин же, перелетев в Мюнхен, где находится центр аэрокосмического альянса Германии, стал пытаться договориться с главой правительства Баварии Эдмундом Штойбером об участии России в этом альянсе. И вновь на другой день после отлета Путина Штойбер заявил, что Россия не будет допущена к участию в аэрокосмическом альянсе Германии и ЕС!

Неприемлемые для России условия выставили и западные компании для участия в разработке Штокмановского газового месторождения - между тем без помощи Запада России вряд ли удастся освоить это месторождение в обозримом будущем. Иными словами, Путин потерпел историческое поражение в своей политике экономической экспансии. И еще "мелочь": и в Дрездене, и в Мюнхене Путина встречали пикеты с плакатами, на которых было начертано Moerder - "Убийца". Такое случилось впервые за всю историю поездок Путина за рубеж. (Накануне визита была убита Анна Политковская.) Говоря словами Пионтковского, Путин в этой ситуации "и скушал, и умылся, и поблагодарил".

А в конце октября Европейский парламент призвал государства Евросоюза пересмотреть характер своих отношений с Москвой, выставив требование к властям России уважать свободу слова и другие права человека. Ранее руководство ЕС договорилось с Турцией, Болгарией, Румынией, Венгрией и Австрией о создании газопровода, который, минуя Россию, будет через Грузию доставлять газ из Средней Азии и Азербайджана в Европу. Прибавим сюда еще и историческую катастрофу с убийством Александра Литвиненко - и получим несколько иную картину, нежели рисуемая Пионтковским. Говоря опять же его словами, путинская Россия "никогда еще не была так неубедительна, изолирована от своих традиционных партнеров, растеряна и по существу беспомощна на мировой политической арене", как в конце 2006 года, года своего председательства в "восьмерке".

На ближневосточную тему. Никакого провала у Израиля в Ливане не было. Пионтковский должен прекрасно понимать (и я уверен - понимает), что в борьбе с партизанами на территории родственного и поддерживающего их региона партизан очень трудно подавить. Примеров тому без числа, последние - Чечня, Афганистан, Ирак. А вот Израилю-то как раз удалось с помощью европейских миротворцев и с использованием внутренних противоречий заставить "Хизбаллу" утихомириться на значительное время.

Предрекаемый Пионтковским смертельный прыжок (арабского) зверя на Израиль и наблюдаемое им открытое стремление западных стран сдать Израиль иначе как болезненной фантазией не назовешь. Кто этот "зверь" - "Хизбалла" с 10 тысячами партизан? Египет, Сирия и Иордания с их крупными и неплохо вооруженными армиями уже давно прекратили "прыгать" на Израиль, будучи неоднократно разгромленными в открытых боях.

Пионтковский выступает вроде бы как сторонник Запада и Израиля, но его апокалиптические анализы и пророчества по отношению к Западу и Израилю лишь радуют их ненавистников.

Несколько слов о стиле Андрея Пионтковского. С помощью беспрерывных истерических преувеличений и поношений, с помощью выражений типа "в морду", "в рыло", "говнюк", "гадина", "насрать", "опустил" (надеюсь, читателю известно, что означает это омерзительное сленговое слово в блатной, тюремной среде, откуда оно перешло в нашу публицистику) - с помощью такого стиля можно адресоваться лишь к спинному мозгу читателей, не к головному, разжигать ненависть и низменные чувства, мобилизовывать то самое "коллективное бессознательное", о котором, демонстрируя свою ученость, так любит упоминать Пионтковский. Такой стиль неприемлем в цивилизованной публицистике.

В самое последнее время, после убийства Анны Политковской и Александра Литвиненко, Пионтковский вновь вернулся к теме доброго царя и злых бояр - и поднялся здесь на новую высоту. Преобразившись из публициста в политического лидера и забравшись на виртуальный броневик, он через океан воззвал: "Всем, всем, всем!" и объявил, что "чекистский фашизм рвется к власти и единственным оставшимся для него препятствием является позиция президента страны... и чтобы спасти нашу страну, нужна широчайшая коалиция политически активных граждан в защиту действующей конституции и законно избранного и пользующегося доверием большинства населения страны президента". "В сегодняшней драматической ситуации, - пояснил Пионтковский, - успех такой коалиции невозможен без участия в ней значительной части "партии власти", людей лояльных Путину, но категорически не приемлющих деяний власти, которые уже не лезут ни в какие ворота, бизнеса, который хочет работать и чувствовать себя защищенным в России, сохранивших ответственность "номенклатурных хряков" бюрократии, многих руководителей средств массовой информации". Это свое воззвание Пионтковский в несколько иной редакции продублировал в статье под красноречивым заголовком "Спасти подполковника Путина".

К этим статьям я никаких комментариев делать не буду. Тут все ясно. Особенно "весомо" выглядит нынешняя позиция Пионтковского на фоне невиданного в истории скандала: террористической атаки с помощью cредства массового уничтожения, предпринятой одним членом СБ ООН против другого и затронувшей оказавшуюся на пути террористов Германию. Атаки, за которую несет ответственность подполковник КГБ-ФСБ, которого призывает спасти Пионтковский.

Хочу отметить и то обстоятельство, что Пионтковский в своей публицистике, особенно в ее антизападной струе, почти копирует публицистику Солженицына, Максимова, Зиновьева и их соратников в третьей эмиграции. Тогда эти деятели тоже кричали, что "Запад накануне гибели и сам себя уже не способен защитить", что он уже проиграл (коммунизму) третью мировую войну, что на США никому нельзя рассчитывать, ибо они всех своих союзников предают перед лицом побеждающего коммунизма и "американские юноши, испугавшиеся тягот вьетнамской войны, еще не выйдя из боевого возраста, могут лечь за саму Америку, но опоздано и бесполезно" (Солженицын). Александр Зиновьев заявлял, что, живя в России, он считал советских лидеров тупицами, а теперь, оказавшись на Западе, понял, что они просто гении по сравнению с западными лидерами, полными идиотами и ничтожествами. Максимов предрекал, что западным деятелям, таким, как Брандт, Киссинджер, Пальме и примкнувший к ним Генрих Белль, "рано или поздно придется ответить перед человечеством по всей строгости законов, принятых в свое время в Нюрнберге". Преступная их деятельность, по Максимову, состояла "в участии в компании по освобождению африканских государств от колониального ига", что приводит к "пролитию крови ни в чем не повинных людей". А призыв Пионтковского "спасти подполковника Путина" по своей сути очень близок к "Письму вождям Советского Союза" Солженицына. Перечитайте!

За многие годы жизни в эмиграции я сталкивался с различными деятелями из многих стран Запада и Восточной Европы, так или иначе связанными с русской эмиграцией, и почти все они отмечали, что для высказываний и писаний большинства российских политэмигрантов характерны безответственность, примитивность мышления, максимализм и сокрушительное стремление выделиться любой ценой, привлечь внимание. Так было, так и осталось, и еще больше усилилось.

И я думаю, что единственный способ спасти публициста Пионтковского - это говорить ему всю правду о его позиции и эволюции. Может быть, и поможет.

P.S. Когда я уже закончил статью, я увидел на сайте Грани.Ру новое выступление Андрея Пионтковского. Там продолжается все то же: предсказания гибели Запада "как самостоятельной цивилизации". Причем главными губителями Запада представляются Саудовская Аравия и Иран. У них, мол, очень много нефти. У России, между прочим, тоже много нефти и еще больше газа, плюс огромное количество ядерных ракет и прочего ОМУ. Но не об этом речь. Говоря о войне с "исламофашизмом", Пионтковский перечисляет регионы, в которых эта война идет, и в их числе называет Северный Кавказ. Этого уже я от него не ожидал! Значит, в Чечне российская армия ведет борьбу не с народом, отстаивающим свою свободу и независимость, а с исламофашизмом и, стало быть, все противники войны в Чечне, в том числе и автор этих строк, пособники этого фашизма! А ведь не так еще давно и Пионтковский ходил в таких пособниках.

Да, теперь я вижу, что спасти его не удастся. Ну что ж, каждому свое.

Вадим Белоцерковский, 13.12.2006