В Петербурге прошел митинг памяти Умарали Назарова
В Петербурге прошел митинг памяти сына таджикских мигрантов Умарали Назарова, который в октябре умер в возрасте неполных пяти месяцев, когда его разлучили с матерью, задержанной в ходе облавы на мигрантов. Об этом сообщает Радио Свобода. В акции на Марсовом поле, где обустроен "гайд-парк" для проведения митингов без согласований, приняли участие около 200 человек.
Собравшиеся заявили о недоверии результатам судмедэкспертизы, согласно которым ребенок умер от цитомегаловирусной инфекции. Активисты, имеющие медицинское образование, рассказали, что этот вирус может привести к смерти только в случае резкого понижения иммунитета, например при дистрофии или СПИДе. Между тем Умарали Назаров был здоровым ребенком и даже имел некоторый избыток веса.
Из Москвы на митинг прибыл президент некоммерческого партнерства ЭТМОС ("Этнические таджики за миграционную ответственность соотечественников") Каримджон Ёров. В своем выступлении он, в частности, заявил: "Нам стыдно перед родителями Умарали. Их деды воевали, умирали за этот город, за Ленинград, и вот теперь здесь убили их маленького сына".
В резолюции митинга содержится требование детально расследовать все обстоятельства гибели ребенка и дать ответы на два главных вопроса: а) имели ли право полицейские разлучать младенца с матерью; б) что произошло с ребенком в больнице.
Утром 13 октября в квартиру, которую снимают родители Рустам Назаров и Зарина Юнусова, родители младенца, явились с облавой чиновники ФМС. Дома, кроме ребенка и матери, находился младший брат Рустама Назарова. Всех троих задержали и отвезли в городской ОП-1. При этом Юнусовой не разрешили одеть Умарали Назарова потеплее.
В отделе ребенка разлучили с матерью. Юнусову увезли в суд и, продержав там весь вечер, приговорили к штрафу и выдворению из России. Между тем ее сын был госпитализирован и в ту же ночь умер.
Гибель Умарали Назарова возмутила таджикскую диаспору и вызвала резонанс в российском обществе. 19 октября детский омбудсмен Павел Астахов потребовал у МВД и Генпрокуратуры расследовать действия ФМС и полиции. На другой день СКР возбудил дело по части 2 статьи 109 УК (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей), предусматривающей до трех лет колонии.
В ответ полиция 21 октября начала доследственную проверку в отношении родителей ребенка на предмет наличия в их действиях состава статьи 156 УК (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), санкция которой также составляет до трех лет колонии.
7 ноября СМИ сообщили, что, согласно заключению судмедэкспертизы, Умарали Назаров умер от цитомегаловирусной инфекции, которая осложнилась развитием сердечно-легочной недостаточности. Эта инфекция ведет к поражению всех жизненно важных органов. Как утверждалось, погибшему ребенку посмертно поставили около десятка серьезных диагнозов. Из этого делался вывод, что мальчик болел достаточно долгое время; не исключалось, что заразиться вирусом ребенок мог еще в утробе матери.
Между тем адвокат супругов Юрий Серов заметил 10 ноября, что на тот момент информация о цитомегаловирусной инфекции документально подтверждена не была. "Ни мы, защита, ни родители Умарали, ни даже следователь, ведущий это дело, не видели официального заключения судебно-медицинской экспертизы", - подчеркнул адвокат.
Во вторник утром полиция насильно доставила родителей младенца в больницу. Их силой пытались заставить сдать кровь. В случае отказа Назарову и Юнусовой угрожали возбуждением уголовного дела. Тем не менее они не поддались на угрозы и кровь сдавать не стали.
12 ноября Петербургский горсуд отклонил апелляцию Юнусовой на решение о ее выдворении. Адвокаты настаивали, что матери погибшего младенца следует разрешить остаться, так как женщина признана потерпевшей по уголовному делу и имеет право знать, что случилось с ее сыном. Однако апелляционная инстанция потребовала от Юнусовой в течение пяти дней самостоятельно покинуть Россию. Решение вступило в законную силу.
При этом права матери ребенка оказались существенно нарушены: ей предоставили переводчика с узбекского языка, тогда как Юнусова говорит только по-таджикски.
Несмотря на решение суда, СКР вызвал Юнусову на очные ставки с полицейскими и сотрудниками ФМС. Эти очные ставки запланированы на 16 и 17 ноября.