статья Спецоперации на Дальнем Востоке

Александр Осовцов, 24.11.2005
Александр Осовцов. Фото Граней.Ру

Александр Осовцов. Фото Граней.Ру

Тут журналист Марк Дейч написал статью о губернаторе Приморья Сергее Дарькине, уличив его в огромном количестве весьма и весьма криминальных поступков. В тексте был даже туманный намек на то, что президент Путин то ли осведомлен о преступлениях Дарькина, то ли подозревает что-то, но, по мнению Дейча, неслучайно "президент страны почему-то решил в одночасье поменять на "варягов" всех приморских силовиков и налоговиков. И будто бы даже решена судьба и нынешнего главы УФСБ по Приморью. А все почему? А потому, что больно уж нежно они к Вам относились, г-н Дарькин".

Дейч писал о Дарькине не раз. Никаких последствий его публикации не возымели. В этом ничего удивительного нет - хоть и действует формально указ президента о том, что публикации в прессе о преступлениях и злоупотреблениях чиновников должны расследоваться правоохранительными органами, на практике о нем все забыли. Удивительно, что Дейч продолжает надеяться решить "проблему Дарькина" с помощью Путина. С момента начала серии публикаций Путин мог не один раз установить истинность или ложность обвинений, предъявленных губернатору журналистом. Тем более что как раз за этот период Дарькин первым из всех губернаторов был "наделен полномочиями" по предложению Путина. И с чего это теперь, когда можно было не только не назначать, но и уволить просто "в связи с утратой доверия", то есть без объяснения причин, Путину бы понадобилось затевать целую спецоперацию против своего подчиненного?

Единственная версия, которая мне приходит в голову, это то, что многие, в том числе Дейч, вообще уже не представляют, что в действиях Путина можно искать прямые смыслы. Действительно, в это поверить трудно. Если вспомнить, как президент не мог дозвониться до генпрокурора, чтобы выяснить, что там с НТВ; про подлодку "Курск" знал только то, что она утонула; собирался уволить любого чиновника, ведущего дело к банкротству "ЮКОСа"; про огнеметы в Беслане впервые услышал на встрече в годовщину трагедии с матерями детей, погибших в школе #1, и т.д. и т.п., то, собственно, чему удивляться? Либо он и про Дарькина в версии Дейча ничего не знает - ну, например, не читает "МК", там ведь не только деликатный Дейч печатается, но и Александр Минкин с его хамскими письмами. Либо Дейч в своих странных надеждах прав, и Путин затеял против Дарькина очередную спецоперацию, как это уже было не с одним губернатором. И не только с ними!

Я совсем не знаю, виноват ли Дарькин в том, в чем его обвиняет Дейч. Но я знаю, что то, за что сегодня осужден бывший тверской губернатор Владимир Платов, мягко говоря, не очень выходит за рамки нормальной губернаторской практики. По крайней мере, бывшего петербургского губернатора Владимира Яковлева в прессе обвиняли в куда более тяжких грехах. Учитывая историю его отношений с Путиным, многие пророчили Яковлеву тяжелую судьбу. И что же? Платов в тюрьме, Яковлев в правительстве. Никто не знает даже, сколько здесь было спецопераций, а уж в чем их смысл...

Забавно, что примерно в те же дни, как вышла статья Дейча, Дарькин в составе делегации во главе с Путиным был на представительном саммите в Южной Корее, где выступил с инициативой по борьбе с рыбо- и краболовным браконьерством. Дейч обвиняет его как раз в потворстве этому злу - и если вдруг он прав, в чем я не уверен, то спецоперация Дарькина по опровержению этих обвинений проведена неплохо. Но все равно до патрона дальневосточному лидеру еще далеко. Тот провел на саммите целых две спецоперации.

Во-первых, подписал вместе с другими лидерами коммюнике с выражением озабоченности по поводу слишком высоких цен на нефть. Это скорее история как с подлодкой - никто не поверил, но все промолчали. То есть спецоперация ради спецоперации - ну, может, ради тренировки. Во-вторых, перед подписанием договора с Южной Кореей о газопроводе попытался в последнюю секунду вписать в текст участие в проекте Кореи Северной. И тут случилось неожиданное. Южные корейцы не растерялись от неожиданности, но и не промолчали из чувства дипломатического такта. В конце концов, цены на нефть не упадут, даже если этим озаботятся все шейхи Ближнего Востока, а тут им вместе с российским газом (или вместо газа?) подсовывают чучхе и Ким Чен Ира. Они не привыкли, чтобы с ними так поступали, ни о чем даже не предупредив заранее, и просто не подписали договор.

С одной стороны, они, конечно, не правы. Ну подумаешь, легкая спецоперация. Могли бы согласиться или, например, затеять свою, предложив внести в текст еще одно дополнение - что Россия, обеспечив обе Кореи газом, признает Северную составной частью Южной. А наши бы еще что-нибудь предложили эдакое. История была бы поживее, чем кино про агента 007, и все реальные спецагенты, пробившиеся в верха, но не освоившие новых навыков, наигрались бы вдоволь. Но проблема в том, что южные корейцы российские игры знают плохо и поэтому думали про газ и национальные интересы, а не про шпионские игры. И вот из-за узости их мышления мы, с другой стороны, потеряли контракт - возможно, навсегда. Вместе с прибылями и рынками сбыта.

Что меня сильно заботит - это была ли проведена спецоперация по сокрытию этой истории от японских инвесторов, которых через сутки-двое наш президент призывал инвестировать в российскую экономику. Если вдруг нет и японские инвесторы в курсе, то они могут поверить Путину не больше чем в случае с его озабоченностью ценами на нефть. Например, предположить, что в текст договора об инвестициях им тоже что-нибудь впишут. Например, что они, японцы, должны отдать нам остров Хоккайдо. Или что все их инвестиции гарантируются акциями "Байкалфинансгрупп" и личным поручительством президента Путина, знакомого с ее акционерами.

В общем, есть проблема слабого знакомства жителей других стран вообще и Азиатско-Тихоокеанского региона в частности с осуществлением политики как комплекса спецопераций. Мы-то уже привычные. Ведь даже прокремлевские политологи в последних путинских "рокировочках" усмотрели в основном не кадровые решения главы государства, а набор спецопераций - от традиционной ("преемник") до экзотической (освобождение кресла главы нефтяной Тюмени для близкого человека).

Следовательно, надо этих иностранцев обучить. Курсы какие-нибудь для их политических и экономических лидеров организовать на Лубянке и на Литейном. Можно, кстати, платные - вот дополнительные инвестициии. А кто не захочет учиться - с теми вообще дела не иметь. Толку от них все равно никакого. По крайней мере до тех пор, пока в России не начнут понимать политику как прозрачные для своего народа и партнеров действия, направленные на благо этого народа и не подразумевающие грубый и глупый обман партнеров.

Александр Осовцов, 24.11.2005


новость Новости по теме