статья Казус Хабирова

Николай Петров, 14.07.2008
Николай Петров. Фото с сайта www.open-forum.ru

Николай Петров. Фото с сайта www.open-forum.ru

У нашей политической системы есть ряд горячих точек, где происходят столкновения разнонаправленных сил, от исхода которых зависит во многом ход дальнейшего политического развития. В последнее время к ним добавилась еще одна. Это конфликт вокруг фигуры бывшего главы администрации президента Башкортостана Радия Хабирова, со скандалом отправленного недавно в отставку по обвинению в коррупции.

Дело Хабирова - не просто "разборки" внутри башкортостанской политической элиты. Это на самом деле конфликт региона с федеральным центром, открытый вызов Кремлю со стороны одного из самых активных представителей губернаторской фронды. Это прямое неповиновение новой власти, проба ее на зуб.

Кто такой Радий Хабиров? Это человек, контролировавший политическую ситуацию в республике в интересах престарелого президента Муртазы Рахимова и сдерживавший политические амбиции его сына Урала. В свое время Хабиров, верой и правдой служивший Рахимову-старшему, помог ему, вопреки воле влиятельных московских кланов, переизбраться на очередной срок. Именно ему, в частности, в 2003 году инкриминировалось незаконное печатание сотен тысяч "дополнительных" избирательных бюллетеней.

Согласно некоторым источникам, пару месяцев назад Кремль предложил Рахимову подумать об уходе с поста президента республики и местная власть срочно начала подготовку к операции "Преемник". В роли последнего выступает Урал Рахимов. Его человек Равиль Сарбаев был спешно назначен премьером.

Отстранение Хабирова от должности - это и окончательная ставка 74-летнего президента Башкортостана на передачу власти сыну, это и прямой вызов Кремлю и лично Владиславу Суркову. Дело в том, что Хабиров был смещен накануне планировавшегося перевода в Москву, где он должен был стать первым замом начальника управления внутренней политики президентской администрации, отвечающим за регионы. Не исключалось и последующее выдвижение Хабирова на пост президента Башкортостана - и уж в любом случае он курировал бы от Москвы процесс передачи власти в республике.

Вместо этого усилиями президента Рахимова Хабиров попал под следствие по обвинению в коррупции.

Заметим, что Владислава Суркова, чьи аппаратные позиции и без того ослабели, в последнее время преследуют кадровые проблемы. От него по разным причинам уходят старые кадры, такие как Алексей Чеснаков или группа обеспечения Госсовета во главе с Александром Абрамовым. Новые же назначенцы - Константин Костин, Николай Сидоров, а теперь и Радий Хабиров - по разным причинам оказываются фигурантами коррупционных скандалов.

Дело Хабирова интересно с двух сторон: и тем, что Рахимовым брошен вызов Кремлю в лице Суркова; и тем, что, делая это, башкирские власти инспирировали ряд разоблачительных публикаций, показывающих коррумпированность не столько Хабирова, сколько политического режима Башкирии в целом. Последнее напоминает историю с Юрием Скуратовым, когда в угаре борьбы с опальным генпрокурором власть не постеснялась провести сеанс саморазоблачения, обнародовав информацию о порядках на верхних этажах номенклатурной системы, о нравах в высших эшелонах власти.

В средствах массовой информации был оглашен, в частности, прейскурант, согласно которому стать депутатом Госдумы России "через Хабирова" стоило 30 млн рублей, депутатом Госсобрания Башкирии - 6 млн рублей, начальником отдела администрации президента Башкирии - 5 млн, а специалистом в отделе - 1,5 млн. На продажу выставлялись должности глав районов, городов, мировых судей, нотариусов. Причем в ряде случаев потенциальным соискателям всех этих мест делались соответствующие предложения, отказ от которых ставил крест на их политической карьере.

Система наследования власти, уже отработанная на постсоветском пространстве в Азербайджане и реализуемая в ряде других мест, пока мало применялась на уровне российских регионов. Исключение одно – Рамзан Кадыров. Был еще и прецедент политического размена, когда сын престарелого главы Дагестана Магомедали Магомедова получил пост спикера Госсовета в обмен на согласие отца добровольно уйти; впрочем, этот пост Магомедов-младший занимал недолго. На аналогичный пост, кстати, рвется и Урал Рахимов, которому сделать это до последнего времени мешал Хабиров.

Почему Рахимов не боится никаких разоблачений со стороны увольняемого со скандалом доверенного сотрудника? Да потому, что в республике у него все намертво схвачено, а отношения с центром определяются не информированностью последнего о нарушениях законов, а политическими ресурсами и политической целесообразностью.

Показательно, однако, что и сейчас Рахимов действует с оглядкой на центр, играя на конфликтах там. Он, в частности, апеллирует к Дмитрию Медведеву и объявленной им борьбе с коррупцией. Дозированы и разоблачения Хабирова, которого, в частности, обвиняют в оказании давления на республиканский центризбирком в пользу - кого бы вы думали? - не "Единой России!, получившей в Башкирии за 90% голосов, а коммунистов(?!). Кстати, тем временем срочно сменили и главу центризбиркома республики.

Итак, мы имеем дело с двойным бунтом на корабле. Рахимов бунт у себя подавил - демонстративно и жестко. Посмотрим, удастся ли подавить бунт Рахимова Кремлю.

Николай Петров, 14.07.2008