статья Вас вызывают с Таймыра

Ольга Романова, 23.09.2002
Александр Хлопонин. Съемки НТВ

Александр Хлопонин. Съемки НТВ

Лучше всех прокомментировал победу Александра Хлопонина на губернаторских выборах в Красноярском крае некий анонимный источник в Кремле. Этот кремлевский человек в интервью госагентству ИТАР-ТАСС перечислил достоинства Хлопонина ровно в такой последовательности: честолюбивый, умеющий работать и способный принести пользу для региона. После чего добавил: "Он полковник, мечтающий стать генералом".

Минуточку. Сие означает, что Хлопонин стал полковником, будучи избранным на пост губернатора Красноярского края, который, как известно от покойного губернатора генерала Лебедя, покрывает Швейцарию как бык овцу. Это каким же генералом мечтает стать Хлопонин, победу которого горячо приветствуют в Кремле, Совете Федерации и в центристском болоте в Думе? В Кремле и прочих прикремлевских полянах, стало быть, уверены, что для Хлопонина Красноярский край – это только плацдарм. Куда? Ответ может быть только один: туда. Минимум в вице-премьеры. Впрочем, для такого парня и в особенности для его патрона Владимира Потанина вице-премьерства маловато будет. Это не генеральская должность для новоиспеченного полковника. Стало быть, премьерство - и далее.

Недели за две до второго тура выборов один известный политолог, по уши занятый выборами в Красноярске, в частной беседе раскинул несколько цифр и предложил произвести с ними нехитрые арифметические операции. По его подсчетам выходило, что по затратам на предвыборную кампанию Хлопонин на порядок опережает Усса. Причем хлопонинские издержки, по уверению этого авторитетного профессионала, никак и ничем не окупались. "Вот прикинь, - говорил мне политолог, - "Русал" вкладывает в Усса не больше того, что Усс в случае избрания может вернуть "Русалу". То есть максимум пять миллионов долларов. Иначе – нерентабельно. Потанин вкладывает в избрание Хлопонина суммы, которые никогда не вернутся к нему от красноярского губернатора Хлопонина".

Этот политолог оценил реальную стоимость предвыборной кампании Хлопонина примерно в 20 млн долларов. Оставим эту оценку на совести специалиста и непосредственного участника красноярского действа – добавив лишь, что Хлопонин стартовал с пятью процентами поддержки избирателей, а закончил известно как. Тот же политолог уверял, что в первом туре реально победили Усс и Глазьев и что в обозначенные им затраты входил договор с Глазьевым. Дней через десять после этого разговора Геннадий Зюганов однозначно и очень громко поддержал на выборах Хлопонина.

А теперь оставим предвыборные страсти и посмотрим внимательно и строго на "Норникель". Одна из крупнейших и эффективнейших компаний России фактически перестала работать на прибыль. Владимир Потанин занят ростом капитализации "Норникеля". Ему что, прибыль уже не нужна? Чисто теоретически – абсолютно умозрительно – можно пофантазировать: продав к 2008 году часть хорошо капитализированного "Норникеля" (за несколько миллиардов долларов), в принципе можно купить голоса избирателей по всей России. То есть можно купить место президента. А можно и не париться с голосами избирателей и отдать часть "Норникеля" тем, кому это нужно. Как известно, у нас в последнее время выборы – это не волеизъявление избирателей. Это работа с документами.

Второй раз в губернаторы Хлопонин не пойдет. Для него повторные выборы – торможение стремительной карьеры (из полковников в генералы). Стало быть, Хлопонин теперь единственный в России губернатор, которому не нужно думать о переизбрании и оглядываться на настроения подведомственного населения. Но и хамить ему он тоже не будет – мало ли, пригодится воды напиться. С Красноярским краем будет то же, что и с "Норникелем". Пришел новый собственник, скинул на городской баланс неэффективную социалку, поднял эффективность производства, стал губернатором Таймыра, теперь содержит социалку за счет таймырского бюджета, который наполняется платежами "Норникеля". Круг замкнулся, претензий нет.

Хлопонин так же эффектно и эффективно разрулит и проблемы в Красноярском крае, добьется объединения Таймыра и Красноярска, порадует Минфин умением работать с финансовыми потоками, наведет порядок и пойдет выше. Кому от этого плохо? Разве только Дерипаске и компании (Потанин страшно не любит группу "МАДАМ" – Махмудов, Абрамов, Дерипаска, Абрамович, Мамут), но, как известно, они могут и помириться. От Потанина Хлопонин довольно быстро отмоется, став вполне самостоятельной величиной. Отойдет ли на самом деле? Вряд ли.

Может показаться, что случилась смена поколений. Прожженный чиновник, совковый Усс уступил хваткому молодому менеджеру, ура. Нет сомнения, что мы все очень скоро почувствуем разницу. Душа просит песен, солнца и теплого ветра в паруса – вон оно как, изживаем совок, скоро, глядишь, и беспаловы-мироновы будут сменены на молодых, красивых, умных патриотов, умеющих считать, говорить и эффектно действовать, не связанных ни с проклятой "Семьей", ни с доставшими всех "питерскими". А чего-то не поется. То ли капризы, то ли русская хандра. То ли так совпало: поглядишь на выборы канцлера в Неметчине, а потом на Красноярск или Нижний Новгород - и задумаешься: а на фиг нам такие перемены?

Ольга Романова, 23.09.2002


новость Новости по теме