статья Элита и выскочки

Владимир Корсунский, 01.04.2002

Недавние заклинания Глеба Павловского насчет предстоящей "смены элит", его угрозы на грани истерики объясняются тончайшим чутьем кремлевского политтехнолога. Многократно поротая задница настырного выскочки безошибочно подсказывает ему, что приближается время очередной порки. Да и не надо быть Павловским, чтобы понять: за два года президентства Путин не сумел найти союзников среди российской политической и финансовой элиты. В этом и состоит главная ошибка действующего президента. Как любили говорить в годы перестройки, "при всем богатстве выбора другой альтернативы нет". Не было у Путина альтернативы. Досталась ему в наследство от Ельцина команда государственных управленцев и денежных мешков, и он из нее должен был сложить костяк своей собственной правящей команды.

Путин же выбрал самый проигрышный путь. Он решился опереться на своих - чекистов из питерского, бывшего ленинградского, управления. По словам высокопоставленных собеседников Граней.Ру, "дело не в том, что они приезжают в столицу занимать наши места, и не в том, что они жадные и голодные. Россия велика и всегда найдет, чем накормить несколько сотен бюрократов. Да и не в том, конечно, что они чекисты - а кто не? Дело в том, что уровень некомпетентности питерских (и не только) выскочек дошел уже до критической отметки и становится опасен для государства". Путину припоминают все: "Курск", утрату военных баз, безумные заявления спикера Совфеда Миронова, историю с "СИБУРом", американцев в Средней Азии и в Грузии, бессмысленных полпредов и главное - отсутствие хоть какой-нибудь внятной программы. Противников Путина совершенно не смущают заоблачные показатели официальных рейтингов президента. Они хорошо знают цену этим рейтингам и помнят, как два года назад из безвестного подполковника за три месяца сделали самого популярного политика России.

"От него не знаешь, чего ждать. В какую сторону его понесет? Он за два года не выбрал. Где критерии? Всякий конфликт, который президент затевает, переходит в хроническую стадию. Будь то чеченская война, разборка с олигархами, охота на телевизионщиков - впечатление такое, что он ввязывается в драку, а потом ждет, когда оно само рассосется". Российской элите надоело ждать. "Путин и его выскочки" оказались достаточным раздражителем, чтобы представители конкурирующих системных группировок сумели договориться о временном перемирии. Забавно, что Путин, расхлебывая последствия своего конфликта с телевизионщиками, сам согнал их под одну крышу "Медиа-cоциума". Команде предпринимателей, собранных Чубайсом, и команде Киселева для пущей непотопляемости недоставало политического веса Примакова, и президенту сумели подсказать, кому надо поручить за ними надзор. Многие помнят, что Чубайс выступал категорически против назначения Путина преемником Ельцина. Примаков же был прямым конкурентом действующего президента и вряд ли забыл, как оскорбляли его сторонники Путина в ходе избирательной кампании. Да и команда Киселева, два года назад еще крепко стоявшая на НТВ, вовсю агитировала против Путина за Примакова. Получилось, что "Медиа-cоциум" объединил тех, кто два года назад боролся с Путиным на президентских выборах.

Стоит отметить, что за последние месяцы усилен не только информационный, но и политический аппарат Примакова. После слияния "Единства" с ОВР партия поддержки Путина фактически перестала существовать. От "Единства" осталась лишь одноименная фракция в Государственной думе. В "Единой России" ключевые посты все больше занимают аппаратчики ОВР. Все это, видимо, и побудило команду Примакова подбить своего "политического тяжеловеса и марафонца" на альтернативное президентскому послание к народу. Большое интервью с бывшим премьером уже записано на ТВЦ и анонсировано к показу 12 апреля.

Насколько известно Граням.Ру, в интервью Примаков позиционирует себя как единомышленник и верный последователь Ельцина. Как убежденный демократ и противник возврата к старому, настаивающий на необходимости борьбы с экономическими преступниками, но не допускающий и мысли о массовых репрессиях, как ревнитель свободы слова, которая не может существовать без самоцензуры...

Тех, кто уже испугался, успокоим - никакого государственного переворота не будет. Просто нынешняя элита России намерена дать отпор очередной, пусть на этот раз всего лишь аппаратной смуте, наползающей из "колыбели трех революций".

А дать отпор можно, например, изолировав команду Путина от принятия решений и сохранив за президентом до выборов представительские функции. А выборы... В последние недели много говорят о необходимости совмещения президентских и парламентских. А коли уж все равно совмещать, то почему обязательно парламентские оттягивать до президентских, можно наоборот - президентские подтянуть к парламентским и тихо провести их в следующем году. И Путин уже явно что-то почувствовал. Не случайно его последние действия так напоминают предвыборную суету. Он не летает пока на самолете, но уже спускается на целый километр в шахту. Съезжает с гор в сопровождении не охраны, а собственных дочерей. Обещает скостить налоги мелким предпринимателям. Возможно, что президент готовит контрнаступление. Скоро, в апреле, все увидим.

И никакого государственного переворота. Иначе это была бы государственная тайна, а "Грани" государственные тайны не разглашают. И уж во всяком случае - не первого апреля. Если, конечно, государственные тайны того не стоят.

Владимир Корсунский, 01.04.2002