Чайку хлебать за семь верст
Вы можете себе представить знаменитую сцену из "Золотого теленка" в постмодернистской постановке? Итак, Бендер и Балаганов катаются по полу, пытаясь по справедливости разделить награбленное у Корейко, тут входит Паниковский, берет их своими маленькими ручками за шкирки и говорит "брэк!". Как-то нелепо. А вот наши видные юристы - президент, генпрокурор и глава следственного комитета - изобразили, не смущаясь, такой акт. Хотя больше это походило на разборку, когда двух не поделивших поляну авторитетов вызывают к смотрящему, только смотрящий этот держится лишь на силе "босса боссов" и его выволочка ничего не значит, пока босс не сказал "фе!".
Если бы президент Медведев чувствовал себя государственным и политическим деятелем, он бы в обстановке взаимного выливания помоев отправил в отставку хотя бы одного из схватившихся. То ли за подпольными казино и взятками подмосковных прокуроров стоит сын генпрокурора Чайки Артем, то ли напраслину гонит на него ведомство главного следака Бастрыкина - все это, происходящее почти в прямом эфире, вызывает раздражение у публики мутностью и отсутствием решений. И вновь в ход идет лозунг "мы не будем принимать решений под давлением". Тогда принимайте их, не дожидаясь давления снизу!
Мне доводилось вникать в деятельность и Бастрыкина, и Чайки с птенцом, и не могу сказать, что их нынешние взаимные обвинения кажутся беспочвенными. Думаю, информированность Дмитрия Анатольевича значительно выше. Только наше дело - написать заметку, к примеру, о полукриминальных ингушских приятелях обоих Чаек или о сознательном пускании пыли в глаза руководством следственного комитета, а дело их начальника - знать это все и не поощрять.
На это надежды мало, но есть вероятность, что открытость миру, к которой стремятся обладатели зарубежных счетов, поможет и в чисто уголовных вопросах. На "Гранях" я уже упоминал о деле питерского бизнесмена Виталия Архангельского - он сбежал от преследований окружения Валентины Матвиенко в Ниццу, потеряв активов на сотни миллионов долларов. И теперь судится во Франции с руководством банка "Санкт-Петербург" (акциями коего владеют Путин, младший Матвиенко и другие видные "питерские") и руководителями петербургского ГУВД и прокуратуры, помогавшими, по его мнению, рейдерскому захвату.
А новость вот в чем: бизнесмена открыто поддержал уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Игорь Михайлов, он прислал адвокату Архангельского, который ведет дело в суде Ниццы, письмо с оценкой действий правоохранительных органов. Пишет об обысках, осуществлявшихся вооруженными людьми незаконно, о чем есть судебные решения, но они не повлекли наказания виновных. Пишет о реакции на обращения: "Все жалобы на действия судов, прокуратуры и милиции, направляемые президенту, премьер-министру, генеральному прокурору, министру МВД, председателю Совета Федерации и др., пересылаются в городскую и районную прокуратуру, которые пишут формальные ответы об отсутствии состава преступления со стороны рейдеров. Заявления в милицию по фактам рейдерства и силовых захватов игнорируются и пересылаются между различными подразделениями". И в конце рекомендует адвокату обратиться в международные судебные органы "для обеспечения соблюдения прав человека".
Отсюда сразу несколько выводов. Первый: осмелел госчиновник, не боится идти против воли губернатора и сопровождающих лиц, это сигнал о развале системы. Второй: даже простое соблюдение обязанностей ставит чиновника перед проблемой - с кем вы? Третий: он обязан следить за соблюдением прав в своем городе, но его подопечные бегут от близких ему властей под опеку других законов, и он советует не надеяться на торжество справедливости дома.
Понимает... И опережает коллег по питерской элите. Они могут, как и фигуранты "списка Магнитского", подвергнуться по крайней мере аресту западных авуаров. Безо всякой политической, как в этом громком деле, составляющей, "чисто конкретно уголовно". Новость, возможно, не слишком приятная для трех юристов, собравшихся на стрелку.
Статьи по теме
Проблема с давлением
Власть боится гипертонии, недавно поразившей однотипные российскому ближневосточные режимы. И боится давно, это коренной ее комплекс. Но она настолько в себе не уверена, что не знает, где кончается шепот и начинается ропот масс. Следовательно, давление надо повышать, раз она так его боится.