статья Безымянный на высоте

Виталий Портников, 29.02.2008
Виталий Портников. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Виталий Портников. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Сюжет с передачей власти Владимиром Путиным Дмитрию Медведеву может оказаться одной из самых интересных тем в российской политической истории. Впервые в стране, известной яркими фигурами властителей, происходит передача власти от одного "анонимного" президента другому. Впервые не имеет практически никакого значения не только политическая биография преемника, но и политическая биография того, кто передает власть, - на первый план выходят телевизионные символы и клановые расклады.

Когда подобная передача власти происходила 31 декабря 1999 года, она все же осуществлялась действующим политиком, отвоевавшим свою власть в непростом противостоянии не только с предшественником, но и с партийным аппаратом. И тогда наблюдатели задавались в основном вопросом о происхождении Владимира Путина, о том, как Борису Ельцину удалось сделать своим преемником человека, практически никогда не занимавшегося политической деятельностью и до сих пор воспринимающего обстоятельства своего выдвижения на президентский пост как набор случайностей. Но спустя восемь лет уже этот человек передает власть чиновнику, практически никогда не занимавшемуся и не интересовавшемуся публичной политикой. И вопрос "кто такой мистер Медведев?" в отличие от популярного вопроса начала тысячелетия "кто такой мистер Путин?" даже не звучит.

Конечно, уже в ближайшее время появятся биографические книги, доказывающие, что Дмитрий Медведев всю свою жизнь шел именно к президентской должности и заслужил доверие россиян, отдавших ему свои голоса. Но написать политическую биографию Медведева будет чрезвычайно трудно, можно даже сказать - невозможно. Потому что политической биографии у нового российского президента нет и никогда не было. И в этом, кстати, он похож на миллионы своих избирателей, не претендующих на президентские регалии.

Медведев - среднестатистический россиянин, не интересующийся политикой, старательно исполняющий возложенные на него обязанности, примерный семьянин, словом, человек, в жизни которого не остается места для борьбы за власть, смелых поступков, формулирования взглядов - всего того, что отличает политика от неполитика. Казалось, такой человек просто по определению не может стать президентом России. Ведь до сих пор страной руководили люди с яркими и запоминающимися политическими биографиями.

И тут мы переходим к поиску ответа на еще один важный вопрос - почему Путин назвал именно фамилию Медведева. Потому что он сам человек без биографии и не считает ее отсутствие изъяном? Но нужно понимать, что Медведев по своему пути к власти отличается не только от своих куда более ярких предшественников, но и от самого Путина. Да, второй президент России не шел к власти сознательно. Но тем не менее, когда он оказался в команде Бориса Ельцина, он оказался готов хотя бы совершать поступки, демонстрирующие максимальную преданность. Пожалуй, самой показательной стала связываемая с именем Путина история с показом по российскому телевидению пленки, компрометирующей генерального прокурора страны Юрия Скуратова. Скуратов тогда был одним из самых опасных для ельцинского окружения чиновников. Но после демонстрации любительской записи, на которой генеральный прокурор был запечатлен в окружении дам полусвета, он "сгорел" и как юрист, и как политик. Во многом именно вследствие нейтрализации Скуратова Борис Ельцин и получил возможность, не оглядываясь на номенклатурную оппозицию, назвать имя своего преемника. А ведь этим преемником мог оказаться и не Путин. Но благодаря этому и другим проявлениям преданности Путин получил возможность занять президентский пост.

Конечно, в обычном демократическом обществе человек без биографии вряд ли будет претендовать на высший государственный пост - ему просто не возьмутся организовать предвыборную кампанию, он не сможет объяснить избирателю, чем он, собственно, отличился и почему за него нужно голосовать. И конечно же, он проиграет любые дебаты с другими претендентами - в то время как в России будущий президент в дебатах просто не участвовал, потому что был занят другой работой. И таким образом имел все возможности скрыть от избирателя не только отсутствие внятной программы действий, но и элементарное неумение держать удар. Но есть и другая модель передачи власти - монархическая. Она не требует от соискателя политической активности, подразумевая передачу власти по праву наследования. И действует отнюдь не только в классических монархиях.

В современной России также можно говорить о монархической системе управления - с той только разницей, что монарх жив и просто не хочет баллотироваться на третий срок, хотя все возможности остаться у власти, изменив законодательство, у него были. Но при этом монарх и не стремится полностью от власти отказаться, мечется между различными вариантами ее сохранения, что вносит сумятицу в чиновничьи ряды и дезориентирует общество. И кроме того, монарх явно не готовил себе наследника.

Да, Медведев участвовал в некоей телевизионной презентации преемников - наряду с другим первым вице-премьером, Сергеем Ивановым. Но президент России должен не только участвовать в создании телевизионного мифа, но и держать баланс между соперничающими кланами и группировками во власти и большом бизнесе. Плохо ли, хорошо ли научился этому Владимир Путин, но ему удалось стать символом такого баланса. А Дмитрий Медведев пока что таким символом не является.

Путин был не только выдвиженцем "семьи" Ельцина, но еще и выходцем из силовых группировок. Он говорил с их представителями на одном языке, мог понимать их интересы, самим фактом своего существования во власти символизировал баланс. Медведев, вероятно, не менее удобен для выдвигающих его людей и вообще для модели "анонимного управления" Россией - и в смысле своего политического опыта, и в смысле готовности принимать решения. Но он не может стать человеком, устраивающим все политические группировки. Он не связан со спецслужбами генетически, как Путин, он никогда не работал в силовом блоке президентской администрации либо правительства страны. Своей политической карьерой он полностью будет обязан тем, кто привел его к власти. В то время как Путин оставался человеком системы - не только в смысле своей принадлежности к спецслужбам, но и в результате работы в петербургской мэрии, где он также приобрел определенные связи и обязательства.

Многое для поддержания этого баланса зависит, конечно же, и от того, какую политическую роль захочет - и сможет - играть Владимир Путин после инаугурации Дмитрия Медведева. Сразу же после выдвижения на пост президента Медведев предложил Путину занять пост главы правительства. Но произойдет ли это на самом деле - а если произойдет, то надолго ли? Стоит вспомнить, что сразу же после назначения премьер-министром России Виктора Зубкова Путин говорил, что именно этому человеку предстоит обеспечивать преемственность курса при новом президенте страны. Однако уже через несколько месяцев возник новый план развития событий - Путин заявил, что готов стать премьером, если "Единая Россия", избирательный список которой он возглавил на выборах в Думу, получит конституционное большинство, а президентом будет избран человек, способный обеспечить преемственность курса.

Оба эти условия в общем соблюдены. Но остается неясным смысл комбинации с отставкой с поста премьера Михаила Фрадкова и назначением Виктора Зубкова - тем более в свете недавнего сообщения о предстоящей кооптации премьера в совет директоров "Газпрома". Дмитрий Медведев, возглавляющий этот совет, должен будет выйти из его состава после избрания президентом. И возможным новым председателем совета директоров наблюдатели называли самого Путина. Но теперь, после появления в списке новых членов совета фамилии Зубкова, становится очевидным, что на один из важнейших контрольных постов в новой структуре власти может быть назначен именно он. И это назначение еще раз подтверждает, что клановая война в верхах продолжается еще и потому, что ее участникам пока что неясны ни будущие возможности и полномочия президента Дмитрия Медведева, ни будущие возможности и полномочия экс-президента Владимира Путина. Словом, после 2 марта все только начнется.

Виталий Портников, 29.02.2008