Заговорчивый
Накануне "Марша несогласных" Борис Березовский заявил, что готовит переворот в России и поддерживает с этой целью тайные контакты с "правящей элитой в окружении Путина". Что это - разговорчивость или провокация? Читайте мнения политологов Марка Урнова и Дмитрия Орешкина и участников "Другой России" Владимира Рыжкова и Дениса Билунова.
Марк Урнов, председатель Фонда аналитических программ "Экспертиза":
Меня больше всего позабавило заявление Березовского о том, что он профинансировал кого-то внутри кремлевской группы, чтобы они готовили переворот. Березовский выступает в своем амплуа: он будоражит, дразнит, злит и пугает путинскую команду. Причем пугает теми приемами, которые более всего и должны ее испугать.
Команда Путина безумно боится всякого рода оранжевых движений – это выражается в истерии вокруг московского "Марша несогласных". Своз в Москву ОМОНа – это показатель жуткой боязни и неуверенности в себе. Березовский этим пользуется. Вот такая у нас политика.
Денис Билунов, исполнительный директор Объединенного гражданского фронта:
У нас нет никаких связей с Борисом Березовским. Мне трудно комментировать его заявление. Видимо, он просто пытается поймать какую-то динамику, которая сейчас есть в оппозиционном движении в России, и как-то выстраивает, исходя из этого, свою оппозиционную деятельность.
Такое заявление может спровоцировать более жесткие репрессии против участников "Марша несогласных". Я не знаю, осознает ли Березовский свою ответственность за возможные насильственные действия против участников марша.
Хочу еще раз подчеркнуть, что это заявление никаким образом с нами не связано.
Владимир Рыжков, лидер Республиканской партии России:
Я негативно отношусь к заявлению Березовского. Сейчас идет серия провокаций - как со стороны власти, которая угрожает применить насилие по отношению к мирным демонстрантам и жестко разгонять людей завтра в центре Москвы, так и со стороны некоторых оппозиционеров, которые подливают масла в огонь.
Я не думаю, что это случайное совпадение. Борис Абрамович прекрасно знает, насколько сильна паранойя в Кремле по поводу всяких заговоров, зарубежного финансирования, пятых колонн и т.д.
Березовский просто подпитывает эту паранойю своим заявлением, за которым скорее всего реально ничего не стоит, но все равно это подливает масла в огонь. Я сожалею об этом, потому что я бы не хотел, чтобы завтра были какие-то эксцессы, - я бы хотел, чтобы завтра граждане реализовали свое конституционное право на мирные демонстрации, митинги и шествия.
Сегодня утром я выступил в Думе и предложил поручить профильным комитетам провести консультации с правоохранительными органами, чтобы они не поддавались на провокации и сами не провоцировали беспорядки.
Дмитрий Орешкин, политолог:
Борис Абрамович – человек с глубоко провокативным складом мышления. Он любит играть в такие поддавки или, если угодно, "подставки". Цель его высказывания вполне очевидна. Если бы Березовский действительно делал что-то, направленное на скупку приближенных к Путину лиц, он бы об этом никому говорить не стал. Заговор – дело тихое, требующее доверия участников и конфиденциальности, если речь идет о реальном заговоре.
Борис Абрамович создает обстановку хаоса в стане противника. Поскольку в Кремле действительно умом повредились на почве поиска оранжевых заговорщиков, то теперь наверняка кремлевская администрация будет искать внутренних врагов и предателей, которые продались Березовскому.
В такой ситуации возникает чрезвычайный стресс для всех участников: кто-то ищет заговорщиков, кто-то боится, что его обвинят в том, что он заговорщик, и все боятся шевелиться, потому что думают в первую очередь о том, будут ли восприняты их действия как попытка подставить президента или как попытка отработать деньги Березовского. Такой страх и обстановка истерики парализуют деятельность вражеского штаба, каковым для Березовского является Кремль.
Почему это сделано перед маршем? Просто потому, что Березовский – замечательный мастер создания хаоса. Просто до кучи. Со всей страны собирают ОМОН, власть сама себя запугивает до смерти: все демонстрируют деловитость и бдительность, все предупреждают друг друга об опасности потерять контроль, – дым коромыслом, а тут еще сообщают, что в Кремле есть какие-то купленные внешним врагом Березовским персонажи.
Создается обстановка, в которой чрезвычайно трудно действовать рационально. Власть и так демонстрирует неспособность действовать рационально – это надо ж было нагнать ОМОН со всего белого света, чтобы надавать по башке лимоновцам (что, естественно, будет рассматриваться как победа лимоновцев). А тут еще внутренний конфликт в Кремле, а тут еще Березовский.
В этой ситуации Березовский ровно ничего не проигрывает – сидит, подбрасывает угольку под кипящий паровой котел и смотрит, скоро ли рванет или нескоро. Это традиционная для Березовского манера действовать. Удивительно, что власть на это покупается. Она сама себя поставила в такую позицию, когда все только тем и занимаются, что ищут врагов внешних и внутренних – заговорщиков и тех, кто поддерживает крамолу и измену.
Бориса Абрамовича хлебом не корми, дай поиграть в такие игры. Он любит изобразить себя эдаким чертиком с рожками. В общем, его заявление – это пустые слава, но они достигают поставленной цели.
Дословно
Борис Березовский
Нет надежды на смену власти путем демократических выборов. Она может смениться только если одна часть политической элиты будет несогласна с другой. Я попытаюсь этому содействовать.
Guardian, 13.04.2007