Дело "Сети": у Иванкина пытками выбили признание в убийстве
Максим Иванкин в суде. Кадр видео "7x7"
Фигурант пензенского дела "Сети" Максим Иванкин, осужденный к 13 годам строгого режима, признан обвиняемым по делу об убийстве Артема Дорофеева и Екатерины Левчено. Как сообщает "Новая газета" со ссылкой на адвокатский опрос Иванкина, политзека пытками заставили подписать признание в том, что он участвовал в преступлении; позже он отказался от этих показаний.
Иванкин обвиняется в умышленном убийстве группой лиц по предварительному сговору (пункт "ж" части 2 статьи 105 УК). Теперь ему грозит новый срок заключения: от 8 до 20 лет или пожизненный.
5 сентября Иванкина вывезли из колонии (ИК-9 в Чувашии) и на днях доставили в СИЗО в Рязани. Этапировали политзека не по прямой дороге: на следующий день после отъезда из колонии он оказался в Нижнем Новгороде, а затем во Владимире.
Там Иванкина поместили в больницу при ИК-3 - она имеет репутацию места, куда зэков свозят, чтобы "ломать" и выбивать показания. В 2018 году в этой больнице был до смерти замучен заключенный Гор Овакимян.
"Сразу, когда я был доставлен в больницу, меня встретили "красные" (зэки, сотрудничающие с администрацией - Ред.)... Заключенные стали меня бить по затылку и по почкам, - рассказал Иванкин. - Когда с меня требовали подписать заявление, я был за отказ от подписания поставлен на растяжку и меня били в этом положении".
Хотя Иванкин заявлял, что невиновен, оперативники заставили его переписать от руки явку с повинной, написанную ими, под присмотром нескольких "активистов". "События, изложенные в явке с повинной, соответствовали версии журналистов в СМИ ("Медузы")", - сказал политзек. "Новая" также отмечает, что содержание этой явки с повинной "представляет собой вариант монолога" скрывающегося в Украине еще одного знакомого фигурантов дела "Сети" - Алексея Полтавца, "незначительно измененный".
Полтавца весной 2017 года вместе с двумя будущими фигурантами пензенского дела - Михаилом Кульковым и Иванкиным - задерживали по делу о наркотиках, после чего он, Иванкин, Дорофеев и Левченко стали скрываться; позже из-под домашнего ареста сбежал и Кульков. Тела Дорофеева и Левченко впоследствии нашли под деревней Лопухи в Рязанской области; Полтавец утверждал в материале, опубликованном "Медузой", что решение об их убийстве принял один из основных фигурантов пензенского дела Дмитрий Пчелинцев, а исполнили его он сам и Иванкин: Полтавец якобы выстрелил в Дорофеева из обреза "Сайги", а затем перерезал ему артерию, в то время как Иванкин зарезал Левченко. В феврале 2020 года, еще до публикации признания Полтавца, "Медуза" выпустила расследование о возможной причастности осужденных по делу "Сети" к убийствам.
Затем во Владимир приехал следователь Следственного комитета А.М. Косенко и оформил протокол принятия явки с повинной.
"Меня заставили написать отказ от адвоката по соглашению и отказ от оповещения родственников... Я дал признательные показания из опасения за свою жизнь и здоровье, - объясняет Иванкин. - Проводилась проверка показаний на месте совершения преступления. Все было фарсом, поскольку я не знаю происходившего. Во всех документах я указывал, что на меня не оказывалось давления, это было вынужденно, из опасения за свою жизнь".
ФСИН объясняет пребывание Иванкина в больнице "курсом лечения".
4-5 октября в Рязани побывали адвокаты Светлана Сидоркина и Константин Карташов и опросили Иванкина. "Максим теперь вздрагивает при слове "Владимир", - замечает Карташов. - Тем не менее он отказался от признательных показаний, но сказал: "Если огласка затихнет, мне конец".
Как отмечает "Новая", на Иванкина и других осужденных по пензенскому делу "Сети" и ранее оказывалось давление: весной-летом следователь Косенко объезжал колонии, где они сидят, и требовал оговорить Иванкина; двоих из них, Кулькова и Илью Шакурского, после отказа дать показания поместили в ШИЗО; самому политзеку и его жене Анне поступали угрозы применить насилие, если Иванкин не признается.
В ноябре прошлого года сообщалось, что к двум фигурантам пензенского дела - Иванкину и Арману Сагынбаеву - приходили сотрудники ФСБ и требовали от них дать показания о "московской ячейке" "Сети". Прокуратура утверждала, что кроме Пензы несуществующая террористическая организация действовала в столице, Петербурге, где было сфабриковано еще одно аналогичное дело, и в Беларуси.
Приговор по делу "Сети" вынес 10 февраля прошлого года Приволжский окружной военный суд на выездном заседании в Пензе. Пчелинцеву, Шакурскому, Андрею Чернову и Кулькову было назначено 18, 16, 14 и 10 лет строгого режима соответственно, а Василию Куксову и Сагынбаеву - 9 и 6 лет общего режима.
Пчелинцеву и Шакурскому инкриминировалась часть 1 статьи 205.4 УК (организация террористического сообщества). Остальным фигурантам вменялась часть 2 статьи 205.4 (участие в этом сообществе; от 5 до 10 лет). Пчелинцеву, Шакурскому и Куксову дополнительно было инкриминировано незаконное хранение оружия (часть 1 статьи 222 УК), Чернову, Кулькову и Иванкину - покушение на сбыт наркотиков в крупном размере (часть 3 статьи 30 - пункт "г" части 4 статьи 228.1 УК). Уголовное преследование по делу о терроризме еще одного фигуранта, 23-летнего Егора Зорина, чья явка с повинной стала формальным основанием для возбуждения дела, было прекращено в сентябре 2018 года. По делу о наркотиках Зорин получил условный срок.
Ни один из подсудимых не признал вину по основному обвинению, но Иванкин и Кульков признались в покушении на распространение наркотиков. Суд также прекратил за "недоказанностью" дело против Пчелинцева по части 3 статьи 30 - части 2 статьи 167 УК (покушение на умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества) о попытке поджога военкомата.
20 октября 2020 года апелляционный военный суд в подмосковной Власихе оставил приговор по пензенскому делу без изменений.