новость Избитый полицейскими кубанский адвокат Беньяш отправлен в СИЗО

28.09.2018
Михаил Беньяш. Фото Алексея Аванесяна

Михаил Беньяш. Фото Алексея Аванесяна

Судья Ленинского райсуда Краснодара Диана Беляк арестовала до 23 ноября адвоката Михаила Беньяша, похищенного и избитого в краевом центре 9 сентября перед пенсионным митингом, сообщает "Голос Кубани". Против юриста сфабрикованы дела о нападении на полицейских и воспрепятствовании правосудию.

Защита Беньяша просила назначить ему домашний арест, залог или же отпустить под подписку о невыезде. Как уточняет "Кавказский узел", личные поручительства за Беньяша судье передали 13 адвокатов.

Юристу инкриминированы часть 1 статьи 318 УК (применение неопасного для жизни или здоровья насилия в отношении представителя власти), предусматривающая до 5 лет колонии, и часть 1 статьи 294 кодекса (воспрепятствование правосудию), по которой ему грозит до 2 лет. Оба дела расследует СКР.

Беньяш выступил в суде с речью, в которой заявил о своей невиновности. "Что я такого сделал, чтобы мою машину нужно было передать в ориентировку, за мной следить, а потом избивать в машине? То, что я какой-то постик не такой в Фейсбуке написал? Что хотел защищать людей? В этом моя вина? Вы понимаете, как дико, как мерзко все это звучит? - сказал адвокат. - Я был прав безусловно, а с точки зрения усиленно насаждаемого "понятийного права" я совершил преступление. Я холоп и защитник холопов! Посмел воспротивиться пожеланиям царского опричника. Не согласился и запротестовал - страшнее преступления не придумаешь".

Юрист рассказал, что "потерпевшие" по делу о применении насилия к силовикам - младшие сержанты полиции Юрченко и Долгов - сами избили его после похищения. "Пока младший сержант Долгов вел свою "Мазду" (уж не знаю, как я его в это время покусал), другой младший сержант Юрченко за то, что я не отдал ему свой телефон, решил сломать мне руку, а потом задушить. В определенный момент Юрченко решил, что всего этого маловато, и попробовал выдавить мне глаз, - сказал Беньяш. - Уже в машине Юрченко и Долгов надели на меня наручники и вышвырнули из машины лицом в асфальт. Затем меня поволокли на 4-й этаж в кабинет угрозыска, из которого Юрченко всех выгнал и, оставшись со мной наедине, стал меня бить. Один из ударов попал мне в ухо и повредил мне барабанную перепонку. С тех пор я плохо слышу левым ухом. Со скованными за спиной руками я провел более 6 часов".

"Пытаясь оправдаться за совершенное преступление, Юрченко и Долгов составили два идентичных до опечаток рапорта совершенно безумного содержания, из которых следовало, что я сам себя побил и пытался сбежать с парковки УВД, предварительно добровольно сев в машину", - добавил Беньяш. Он назвал рапорты "потерпевших" "ложью от первого до последнего слова".

"И я, и моя семья пройдем это испытание спокойно и твердо, как проходили множество других. Но я верю, что рано или поздно придет день, когда Россия станет свободной, суды независимыми, а адвокаты уважаемыми. Берегите свою свободу и не оставайтесь равнодушными. Спасибо", - закончил юрист свою речь.

Защитники настаивали, что подозреваемый не собирается уезжать из страны: два месяца назад у Беньяша родился сын, его жена находится в больнице на операции (Беньяш, находясь под стражей, не знает, где его ребенок), а кроме того, юрист не имеет недвижимости за границей.

Под заседание выделили маленький зал суда, поэтому не все слушатели смогли попасть внутрь. По словам активиста Александра Савельева, на слушания "нагнали студентов, которые не могли сказать, где они учатся". Судья Беляк запретила снимать суд на видео. Как рассказал Савельев, перед заседанием полицейский не позволил Беньяшу пообщаться с адвокатом Алексеем Аванесяном, сказав задержанному: "Вдруг вы побег планируете".

Судья Беляк начала рассматривать ходатайство следствия об аресте Беньша 25 сентября и поздно вечером после многочасового заседания продлила ему срок задержания еще на сутки - до 72 часов. В суд вызывали скорую - врачи заявили о наличии у задержанного симптомов двусторонней пневмонии и настаивали на госпитализации. Беньяша 25-го числа защищали сразу 10 адвокатов, в том числе Александр Попков из "Агоры".

8 сентября, за день до акции против повышения пенсионного возраста, Беньяша предупредили, что его намерены задержать и отправить под арест на 15 суток, чтобы помешать ему выполнять свою работу. Днем 9-го числа юрист подал в СКР и прокуратуру заявление о незаконных оперативно-разыскных мероприятиях, проводимых в его отношении полицейскими.

Час спустя в центре Краснодара несколько оперативников в гражданском задержали Беньяша в присутствии свидетелей и без объяснения причин. Адвоката и одну из свидетельниц нападения на него, Ирину Бархатову, затолкали в машину, где, отобрав мобильники и иные личные вещи, несколько минут избивали.

Согласно фабуле дела по 318-й статье, юрист в машине "применил к сотрудникам полиции насилие", "схватив и укусив за руку" Долгова и "нанеся не менее трех ударов локтем в область лица" Юрченко. По версии СКР, 9-го числа оперативники схватили Беньяша, поскольку за три дня до того полицейскими "был выявлен факт призыва адвоката к участию в несогласованном в установленном законом порядке митинге".

Далее Беньяша держали в УМВД по Западному округу Краснодара, семь часов не допуская адвокатов, прибывших защищать коллегу. В управлении его также били. Как рассказывал Беньяш, из полиции его дважды возили в больницу и диагностировали ссадины на лице, руках, шее, скуле и челюсти, кровоизлияние в левую барабанную перепонку и травматический отит.

В итоге один из защитников Беньяша Аванесян сумел "прорваться" в здание УМВД.

Бархатову также незаконно оставили в полиции на ночь, притом что ей как матери сына, не достигшего 14 лет, не мог быть назначен административный арест. "Она предъявляла свидетельство о рождении сына полицаям, но те лишь ухмылялись и не давали ничего вписывать в протоколы", - отмечал адвокат Попков.

Против самого Беньяша были сфабрикованы протоколы по статьям 19.3 (неповиновение законному требованию полицейского) и 20.2 КоАП (нарушение порядка проведения публичных мероприятий).

"Митинговую" статью КоАП Беньяшу вменили за пост в Фейсбуке от 6 сентября, в котором он написал: "31 статью Конституции ещё никто не отменил. И право пройтись по улицам Краснодара (без сцены, плакатов и транспарантов) у нас как было, так никуда не делось. И пройтись теперь стало уже делом принципа@.

Поздно вечером 10 сентября судья Ленинского райсуда Краснодара Станислав Буренко назначил Беньяшу 40 часов обязательных работ по статье 20.2, а в ночь на 11-е - арестовал его по статье 19.3.

Начала разбирательств Беньяш ожидал с утра. За это время он успел выступить как адвокат на слушаниях по протоколу, сфабрикованному на Бархатову. Ее оштрафовали на 500 рублей.

23 сентября по окончании срока административного ареста Беньяша вывезли из спецприемника в Усть-Лабинске в Краснодар, где задержали по первому делу, отправив в изолятор временного содержания.

На следующий день СКР отчитался об открытии против юриста второго дела. По версии следствия, 6 мая нынешнего года юрист, защищая некую задержанную участницу прошедшей днем ранее антипутинской манифестации "Он вам не царь", "неоднократно перебивал, давал указания, высказывал требования и возражения против решений судьи, о чем ему делались замечания, на которые адвокат не реагировал и продолжал нарушать установленный порядок судебного процесса". После того, как адвоката удалили из зала суда и "отстранили от дальнейшего участия при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (законом такая процедура не предусмотрена), Беньяш, по утверждению СКР, попытался снова прорваться в зал суда, но ему помешали полицейские.

Коллеги Беньяша направили в Федеральную палату адвокатов обращение с призывом провести открытое заседание руководящих органов этой структуры, назначить уполномоченного и потребовать от правоохранителей, чтобы те провели эффективное расследование похищения и избиения Беньяша.

"Мы считаем, что нападение и похищение нашего коллеги - это не частный случай, а дерзкий выпад в адрес адвокатской корпорации со стороны представителей МВД, пользующихся явной безнаказанностью при разгонах протестных акций, - подчеркивается в документе. - В этой связи мы считаем невозможным оставить такой произвол без внимания всего адвокатского сообщества России и без должного реагирования".

Обращение подписали 379 адвокатов из более чем 50 регионов России. "Самая массовая акция солидарности российских адвокатов", - отмечал председатель "Агоры" Павел Чиков.

В марте 2017 года Беньяш защищал участников краснодарской акции "Он вам не Димон". С января 2018-го он - один из адвокатов главреда "БлогСочи" Александра Валова, против которого сфабриковано дело о вымогательстве.

В 2011 году Беньяш сам был осужден по обвинению в вымогательстве. Он получил три года условно с трехлетним испытательным сроком. До окончания этого срока юристу отказывали в выдаче загранпаспорта. Беньяш подал жалобу в ЕСПЧ; ее объединили в одно производство со схожей жалобой москвича Алексея Власова. В 2016-м Страсбургский суд удовлетворил жалобы, признав право условно осужденных на выезд из страны. Россию обязали выплатить Беньяшу компенсацию 5 тысяч евро. Компенсация была назначена и Власову. Апелляционная инстанция ЕСПЧ в январе прошлого года подтвердила решение.

28.09.2018


новость Новости по теме