"Яблоко" подало в мэрию повторное уведомление о проведении шествия 1 мая
12 апреля в Мэрию Москвы подано повторное уведомление о проведении Демократического шествия, говорится в поступившем в редакцию Граней.Ру сообщении. Уведомление подписано лидером Российской демократической партии "Яблоко" Григорием Явлинским, председателем Московской Хельсинкской Группы Людмилой Алексеевой и председателем Союза комитетов солдатских матерей России Валентиной Мельниковой. Союз Правых Сил также отправил официальное письмо на имя мэра Москвы с уведомлением о том, что партия намерена участвовать в шествии 1-го мая.
"В новом уведомлении устранены даже те абсолютно формальные и незначительные упущения, которыми Мэрия мотивировала свой отказ. В этот раз уведомление юридически безупречное. Мы с интересом ждем реакции московских властей, но подтверждаем, что мероприятие состоится в любом случае на основании положений Конституции, которых, к счастью, никто не отменял", - заявил координатор демократического шествия Алексей Навальный.
Сайт демократического шествия - Grsop.narod.ru.
Справка
Заявление ''Яблока'' по поводу запрета первомайского шествия
Московская мэрия отказала Российской демократической партии "ЯБЛОКО" и ряду общественных организаций в проведении 1 мая в столице шествия под девизом "Гражданское общество против полицейского государства". Отказ мотивирован формальным предлогом - не должным образом оформлены документы.
Участники акции планировали 1 мая провести в Москве шествие по Мясницкой улице до Лубянской площади и на ней, у Соловецкого камня, провести митинг. Предполагаемое число участников - до 6 тысяч человек.
Об участии в акции, помимо партии "ЯБЛОКО", заявили члены "Комитета-2008", Союза правых сил, правозащитники Московской Хельсинкской группы, движений "За права человека" и "Общее действие", Комитет солдатских матерей, а также ряд экологических организаций и независимых профсоюзов.
Члены оргкомитета акции выражают недоумение в связи с полученным отказом: у "ЯБЛОКА" большой опыт оформления заявок на подобные мероприятия, однако с такими придирками они сталкиваются впервые. Тем не менее, организаторы акции будут отстаивать право граждан на свободу собраний и намерены повторно обратиться в мэрию с заявкой на проведение шествия и митинга.
Митинг в Москве - лишь часть общероссийской акции "Гражданское общество против полицейского государства", шествия и митинги в защиту демократии, гражданских прав и свобод намечены во многих городах страны. Одним из поводов для проведения акции стало принятие Госдумой закона "О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях". Закон, по мнению партии "ЯБЛОКО", нарушает конституционное право граждан на свободу собраний; опираясь на него, власти смогут запретить любое публичное мероприятие.
Комментируя отказ московских властей в проведении шествия 1 мая, зампредседателя РДП "ЯБЛОКО" Сергей Митрохин сказал: "на этом примере мы уже столкнулись с действиями представителей именно полицейского государства, которые еще не приняли драконовский закон о митингах, но уже фактически выполняют его".
Грани.Ру, 09.04.2004
Справка
Заявление 'Комитета-2008. Свободный выбор'
На прошлой неделе Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Абсолютно антидемократическая направленность этого законопроекта многим показалась демонстративной, и не случайно: уже через несколько дней, после всплеска общественного возмущения, законодатели, что называется, "сдали назад", и последовало хладнокровное разъяснение г-на Грызлова: оказывается, они вовсе не то имели в виду.
Нам кажется, мы знаем, что они имели в виду.
Они имели в виду проверить, до какой степени в настоящий момент может утрамбовать общество асфальтовый каток по имени "власть". Заметим: юридически он может утрамбовать общество как ему угодно уже сегодня – им важно было проверить, готовы ли к этому мы.
Общество пока еще оказалось способным если не к протесту, то к выражению коллективного неудовольствия, и асфальтовый каток отъехал чуть назад. Считать это нашей победой было бы большим самообманом: ничего другого, кроме того, что произошло, наши оппоненты и не планировали. Повторяем: это был эксперимент над обществом – публичный, наглый, демонстративный. Впрочем, уже не первый.
Свежие "наезды" такого рода мы помним хорошо: и "инициативу с мест" по поводу увеличения президентского срока, и проект ограничения прав прессы на распространение информации, связанной с актами терроризма… Потом власть аккуратно сдавала назад, фиксируя для своих административных нужд уровень общественного беспокойства.
Наша задача – не радоваться по поводу того, что нас еще не задавили, а попытаться демонтировать убийственный механизм полного единовластия. Слово "убийственный" не должно казаться метафорой в стране, которая на протяжении многих веков испытывала на себе результаты этого единовластия в разных его исторических формах.
Сегодня это страшное единство власти воссоздано и почти закреплено; в этом "почти" - шанс всех, для кого свобода и гражданское достоинство – не дежурные слова, а ежедневная необходимость. За право жить свободными сегодня надо бороться.
Почти триста депутатов Государственной Думы проголосовали (хотя бы и в первом чтении) за абсолютно антинародный законопроект. Мы вправе – и должны - потребовать с них ответ за нажатие этих кнопок. "Комитет 2008: Свободный выбор" считает своей обязанностью фиксировать все случаи подобных голосований и намерен обнародовать их – пофракционно и поименно. Народ должен знать своих героев.
Перед парламентскими выборами 2007 года мы подведем итоги депутатской деятельности Государственной Думы четвертого созыва, с тем чтобы избиратели могли сделать свой следующий выбор более осмысленно.
Справка
Свобода собраний и демонстраций: правовые принципы и новый российский закон
Право на свободу мирных собраний и, соответственно, явочный порядок их проведения закреплены в международно-правовых документах, конституциях и законодательстве развитых демократических стран. Так, в пункте 1 статьи 20 Всеобщей декларации прав человека записано, что "каждый человек имеет право на свободу мирных собраний". В статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах также "признается право на мирные собрания". Согласно Первой поправке к Конституции США, Конгресс не должен издавать законов, ограничивающих "право народа мирно собираться". В соответствии со статьей 8 Основного закона ФРГ, все граждане Германии имеют право собираться мирно и без оружия без уведомления и разрешения. Та же норма содержится в конституциях Ирландии, Испании, Италии, Бельгии и многих других государств.
Укоренился и явочный порядок проведения манифестаций. В США во многих штатах вообще нет существует формальных правил проведения митингов, а действуют лишь обычаи, предписывающие организаторам оплачивать труд полицейских, обеспечивающих безопасность при проведении мероприятия, а также мусорщиков, которые убирают за манифестантами. Такое же обычное право существует и в Англии.
Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит, что что пользование правом на свободу собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно статье 13 Конституции РФ, граждане России имеют право собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Установлен и уведомительный порядок проведения этихз мероприятий. Но законодательная база, помогающая гражданам реализовать это право, до сих пор отсутствует. Действует лишь указ президента РФ # 554 от 25 мая 1992 г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования". Он предусматривает, что до урегулирования законом порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования необходимо исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, в соответствии с которой осуществление права на собрания и манифестации не должно нарушать права и свободы других лиц. В Декларации также запрещено использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.
Законопроект, прошедший первое чтение в Госдуме 31 марта 2004 года, гласит, что о проведении митинга, демонстрации, шествия и пикетирования (но не собрания) должно быть сообщено органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления. При этом организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление не было подано в срок или не было принято органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. Организаторы публичных мероприятий обязаны обеспечивать соблюдение указанных в уведомлении условий. Таким образом, в отношении публичных мероприятий (кроме собраний) установлен уведомительный порядок проведения.
А власть, согласно законопроекту, получает возможность вести себя как хочет. Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления вправе не принимать уведомление о проведении публичного мероприятия. Это "непринятие уведомления" фактически является запрещением проведения публичного мероприятия. Кроме того, законопроект в некотором смысле передает исполнительной власти полномочия суда: согласно пункту 1 статьи 12 законопроекта, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления вправе не принимать уведомление о проведении публичного мероприятия, если цели мероприятия и формы его проведения "противоречат общепринятым нормам общественной морали и нравственности". Получается, что именно чиновникам предстоит решать, не противоречит ли общественной морали требование прекратить войну в Чечне, нравственны ли протесты населения против закрытия телеканала и уместно ли выражать поддержку обвиняемому, пикетируя здание суда.
Справка
Заявление партии "Яблоко" о рассмотрении Госдумой закона о собраниях, митингах и пикетах
Законопроект направлен на ликвидацию права граждан, закрепленного в ст. 31 Конституции РФ, на проведение мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Свобода собраний - важнейшее завоевание российской демократии. Правительственный законопроект - еще одно свидетельство того, что бюрократия развернула фронтальное наступление на гражданские права и свободы. Складывается впечатление, что авторы закона выполняли политический заказ силовых структур. Мы считаем недопустимым принятие подобного законопроекта и требуем от депутатов Государственной Думы отклонить его в первом чтении. Это требование будет заявлено на несанкционированном пикете у здания Госдумы 31 марта.
Дословно
Сергей Митрохин
Мы будем оказывать всяческое давление на правительство Москвы. Оно несколько спешит выполнять закон о митингах, собраниях, шествиях и демонстрациях, который принят Думой еще только в первом чтении.
''Эхо Москвы'', 09.04.2004
Сергей Митрохин
(О причинах отказа)
Формулировка отказа следующая - наше уведомление не может быть принято, так как в уведомлении якобы не указано время начала и окончания акции, что вообще абсурдно, потому что мы не совсем идиоты, чтоы подавать заявки, не указывая время проведения мероприятия. Кроме того, отсутствует выписка из протокола собрания или совещания по мероприятию. Но хочу отметить, что уведомителями были такие люди, как Григорий Явлинский, Людмила Алексеева, лидер солдатских матерей Валентина Мельникова и другие известные люди. Чиновник - некто Куликов, начальник по работе с органами обеспечения безопасности правительства Москвы счел себя вправе потребовать от этих людей провести собрание и составить о нем протокол. Я считаю, что такое чиновничье рвение - это попытка бежать впереди паровоза и начать ревностно выполнять закон о митингах, шествиях и демонстрациях, который еще не принят. Я думаю что главная причина отказа - это тема мероприятия "гражданское общество против полицейского государства". Видимо, это показалось шокирующей темой для первого мая и, скорее всего, по этой причине мы получили такой отказ. Мы, естественно, будем пытаться все же провести митинг - переделаем и заново пошлем заявку, приложив к ней протокол, который они требуют. Если это не поможет, то будем опираться на 31 статью конституции, которая имеет прямое действие и не требует никаких чиновничьих разрешений.
Грани.Ру, 09.04.2004