Гельман сделал свое дело и ушел с "Первого канала"
Заместитель гендиректора "Первого канала" Марат Гельман, который около полутора лет руководил аналитической дирекцией телеканала, ушел в отставку, сообщает "Коммерсант". Гельман уволился по собственному желанию, полагая, что "Первый канал" и нынешняя власть в целом не нуждаются более в его "интеллектуальном обслуживании".
По словам самого Гельмана, заявление об уходе он написал еще 8 декабря, а подписано оно было в конце прошлой недели. Генеральный директор "Первого канала" Константин Эрнст подтвердил: "Сразу после парламентских выборов Марат принес заявление, что соответствовало нашим предварительным договоренностям о том, что он будет заниматься на канале политической аналитикой в контексте предстоящих парламентских выборов". По словам Эрнста, в функции теперь уже бывшего заместителя входило "формирование пресс-мониторинга, клуба экспертов и подготовка материалов для информационной и других служб канала по актуальным общественно-политическим вопросам". Кроме того, Марат Гельман был ответственным за выполнение контракта по освещению деятельности ЦИКа, также он отвечал и за интернет-составляющую канала. "Мы вполне удовлетворены нашим сотрудничеством, – заявил Эрнст. – Наши взаимные договоренности и обязательства выполнены".
Гельман тоже объясняет свой добровольный уход тем, что задачи, которые перед ним ставились, выполнены. Правда, пока он отказался рассказать подробнее обо всех решенных им задачах и высказал надежду, что времена, когда он сможет говорить об этом публично, настанут.
Пока политтехнолог решился назвать "Коммерсанту" одно свое достижение – "исчезновение коммунистов как политической силы". Это, по его словам, стало полной неожиданностью для всего экспертного сообщества, в котором никем не прогнозировался такой провал КПРФ. На "провал", как уверяют эксперты, работали несколько политических проектов, "отрывавших" голоса у коммунистов: Народная партия, блок "Партия возрождения России – Партия жизни", Партия пенсионеров и другие. Но самым эффективным оказался блок "Родина", который формировался по технологии, разработанной именно Маратом Гельманом. Кроме того, существенным в провал КПРФ был вклад и "Первого канала", свободный доступ на который блок "Родина" получил наравне с партией власти "Единая Россия". В итоге, по словам Гельмана, в стране "полностью исчезла политическая оппозиция", поэтому он не считает целесообразным продолжение своей аналитической деятельности на госканале. "Умение мыслить, прогнозировать теперь не будет иметь особого значения. Аналитиками станут те, кому будет доступна банальная информация: кто, с кем, когда. А это добывается в первую очередь прослушкой", – полагает технолог. По его мнению, при отсутствии политической оппозиции самыми заметными в обществе станут диссиденты, которые настроены против власти и нацелены на ее "разрушение".
А наиболее ярким проявлением диссидентства галерист Гельман считает искусство, в мир которого он и уходит. Галерея Гельмана, имеющая, по словам ее хозяина, творческие контакты со многими музеями мира, попытается "вывести на мировой уровень пять-шесть отечественных художников, уже известных в стране".
Летом 2002 года приход галериста, политтехнолога, мастера перформансов и театральных провокаций на "Первый канал" совпал с созданием аналитической дирекции, которой прежде на "Первом" не было. В то время господин Гельман утверждал, что его пригласили для формирования "общественно-политического лица независимого телеканала". Однако послужной список политтехнолога (удачная антикоммунистическая кампания на президентских выборах 1996 года, кампания Сергея Кириенко на выборах московского мэра в 1999 году, которая немного принесла господину Кириенко, но оказалась крайне эффективной в деле дискредитации Юрия Лужкова как лидера ОВР) не оставлял сомнений: Марата Гельмана зовут "под выборы".
Дословно
Марат Гельман
(Об уходе с "Первого канала")
Творческая составляющая в политике сошла на нет. Сегодня нужно иметь не мозги, а прослушку. Нет, соответственно, и задач для политтехнологов, причем не только на государственных каналах. Исчезла оппозиция. Вместо нее появилась новая диссидентура. Если оппозиция претендует на власть, то диссиденты нет. Они просто способствуют разрушению "режима". Они фактор, а не сила. Второй момент, который упраздняет политику, - феномен "рейтинга Путина". Похоже, что он почти не зависит от результатов деятельности правительства, ситуации в Чечне. Между президентом и населением выстроен канал "доверия" абсолютно герметичный к внешним обстоятельствам, и ситуация изменится только тогда, когда станет понятно, что это "ключ без права передачи". И в то же время сегодня очевиден всплеск интереса к русскому искусству во всем мире, а главное - само искусство возвращает себе место формирования смыслов. Нельзя же считать, например, наши президентские выборы содержательным процессом. И в сложившейся ситуации я решил, что именно искусство должно стать областью моей основной деятельности.
Дни.Ру, 14.02.2004
Статьи по теме
Кремлевское дитя без Глазьева
Изгнанный из "Родины" кандидат в президенты России Сергей Глазьев поведал миру, что его заклятый соратник Дмитрий Рогозин был включен в число лидеров блока по мягкому настоянию президента Путина. Теперь же, по словам г-на Глазьева, г-н Рогозин выполняет роль президентского порученца, дискредитируя Сергея Юрьевича и окончательно разваливая блок. Итак, уже и отцы-основатели "Родины" признают кремлевское происхождение своего проекта. Однако пьяный воздух показной оппозиционности сыграл с г-ном Глазьевым злую шутку...