Думский комитет завернул законопроект "О парламентских расследованиях"
Комитет Госдумы по безопасности вернул в Кремль законопроект "О парламентском расследовании", предложив президенту "концептуально переработать" его. Как пишет в пятницу "Коммерсант", думцев не устроило, что в нынешнем виде проект фактически запрещает любые такие расследования.
Однако решающее значение для судьбы документа будет иметь мнение комитета по госстроительству, который до сих пор одобрял все президентские инициативы.
Хотя комитет по безопасности является лишь "соисполнителем" в работе над законопроектом, а основная работа над проектом ведется в комитете по конституционному законодательству и госстроительству, его члены нашли способ повлиять на процесс рассмотрения документа.
Комитет по безопасности отказался предоставить свое заключение по документу. Это заключение необходимо для передачи законопроекта на рассмотрение палаты. Вместо этого думцы подготовили письменное обращение в совет Госдумы с просьбой возобновить консультации между депутатами и представителями президента, чтобы в течение недели снять наиболее спорные концептуальные положения проекта.
Как пояснил газете зампред комитета по безоасности Виктор Илюхин, статья 3 "все перечеркивает", запрещая расследования по обстоятельствам, по которым ведется судебное разбирательство или дознание. Как напомнил депутат, по всем "тяжелым ситуациям, которые могли бы быть предметом расследований, всегда возбуждаются уголовные дела". Поэтому Илюхин считает законопроект "унизительным для Думы": "Одной рукой нам дают конфетку, а в другой руке – фига".
Примерно того же мнения придерживается и Геннадий Гудков, член "Единой России". "Я считаю, что он искажает волю президента и те принципы, которые были заложены в президентском послании",– заявил он. Гудков, по его словам, был "уверен, что палата снимает старый проект, чтобы можно было внести тот, которым занималась рабочая группа" и который "был прогрессивным".
Таких жестких условий нынешнее думское большинство не ставило президенту никогда. Если же не рискнет и на сей раз, то комитет по безопасности, по словам господ Илюхина и Гудкова, обратится напрямую к Владимиру Путину с письмом, в котором сообщит, что "президента подставляют, искажая его волю".
Комментарий
Парламентское расследование - важный механизм контроля общества над исполнительной властью. Это показано на опыте многих стран мира. Но сегодняшнему Кремлю реальные противовесы ни к чему. И парламентское расследование ему нужно для того же, что и так называемая Общественная палата: для декорации. То есть все как у людей, как в порядочном государстве, но только чтобы не работало. А если и работало, то строго под контролем. О чем и свидетельствует третья статья законопроекта, исключающая самостоятельное вмешательство парламента в любое мало-мальски значимое дело.
Удивительно, что думский комитет на это издевательство Кремля (понятно, что без визы президентской администрации ни один правительственный законопроект с места не сдвинется) хоть как-то отреагировал. С долгими поклонами персонально по адресу Путина, которого, ну, конечно же, "подставляют", но все-таки голос подали.
Возможно, отваги депутатам придает то обстоятельство, что при умелой постановке дела парламентское расследование может оказаться весьма прибыльным занятием. Сегодня, когда монополию на лоббистские услуги присвоили себе правительственные чиновники, вопрос дополнительных доходов в Думе стоит весьма остро.
Впрочем, президент наверняка найдет, чем утешить парламентариев, чтобы в Госдуме вновь воцарился праздник послушания. Но есть еще региональные законодательные собрания. И оттуда Кремль может ждать неприятностей. Если, скажем, думская комиссия по расследованию трагедии в Беслане охотно корректирует свои формулировки согласно пожеланиям Генпрокуратуры, то комиссия парламентариев Северной Осетии выдает обществу такие выводы, от которых в Москве одна головная боль. Так что законопроект этот, скроенный по меркам смирительной рубашки, предназначен прежде всего для таких неуправляемых, как осетинские депутаты.
Владимир Темный
Справка
Статья 3 законопроекта ''О парламентском расследовании''
Предмет парламентского расследования
1. Парламентскому расследованию подлежат:
1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина;
2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Парламентскому расследованию не подлежит:
1) деятельность президента РФ;
2) деятельность органов судебной власти по осуществлению правосудия;
3) уголовно-процессуальная деятельность органов следствия и дознания;
4) факты и обстоятельства, расследуемые в порядке уголовного судопроизводства.
3. Парламентское расследование прекращается в случае принятия судом к производству дела, касающегося расследуемых палатами Федерального собрания фактов и обстоятельств.
"Коммерсант"
Дословно
Андрей Федоров
Депутаты и президент найдут компромисс. Президент внесет коррективы в закон о парламентских расследованиях, но не принципиального характера. Результаты парламентских расследований будут доводиться до президента и председателя правительства, но выводы будут необязательными для власти, президент сам будут определять степень ответственности должностных лиц.
Если бы Госдума приняла закон в том виде, в котором он был до поправок президента, то это бы усилило Госдуму и депутатов. Например, депутаты образуют комиссию по расследованию причин трагедии в Нальчике, и делают выводы о том, что нужно снять со своего поста министра внутренних дел, и президент вынужден был бы это сделать (как это происходит в США и Германии). Но наш президент на это пойти не может. Парламентские расследования все равно нужны, как элемент демократии, только результат их расследования не должен быть обязателен для исполнения.
На самом деле нашей демократии в теперешнем виде закон о парламентском расследовании не нужен, так же как и закон о референдуме, закон об АГС. Все эти законы для внешнего пользования. Во всем мире есть и у нас должны быть, тем более, что этого требует Совет Европы.
Грани.Ру, 14.10.2005
Виктор Илюхин
Мы приняли сегодня решение не утверждать проект заключения комитета на данный законопроект, а обратиться к президенту с предложением пересмотреть некоторые концептуальные положения данного проекта закона и перенести его в Госдуму.
Я бы даже сказал: многие выступали резко против данного законопроекта, вплоть до того, что называли его концепцию абсолютно непригодной. В предложенном виде это будет не закон о парламентском расследовании, а закон о запрете парламентских расследований.
Интерфакс, 13.10.2005
Геннадий Гудков
К моему огромному удивлению, текст, внесенный президентской администрацией, совершенно не тот, над которым мы трудились. Кто-то в администрации на уровне чиновников испугался, что Дума примет нормальный закон, с которым не стыдно хоть в Европу, хоть в Америку.
"Коммерсант", 14.05.2005
Владимир Рыжков
Закон о парламентских расследованиях был принят в первом чтении еще в 2003 году. А в сентябре 2005 года его отклонили, объяснив, что этот закон нам не нужен. А нужен другой с тем же названием, который подготовит администрация президента, а внесет в Думу сам президент. И президент внес, но только абсолютно выхолощенный. По этому закону парламентские комиссии не могут расследовать деятельность самого президента, его администрации, спецслужб, правоохранительных органов. Фактически расследовать можно будет только деятельность сантехников, заливших фекалиями детский сад в какой-нибудь деревне Пупкино. Хотя в мировой практике парламентские расследования касаются в первую очередь деятельности высших органов власти. У нас вообще возник интересный феномен - Дума принимает законы, название которых полностью противоречит их сути. Например, закон о референдумах фактически является законом о запрете референдумов, закон о партиях - законом о запрете большинства партий.
"Новая", 06.10.2005