У матери депортируемой правозащитницы Чупик прошел обыск
Валентина Чупик. Фото с личной ФБ-страницы
Полицейские пришли с обыском к 84-летней Любови Коденцовой, матери правозащитницы Валентины Чупик - беженки из Узбекистана, которую пытаются депортировать из России. Об обыске сообщает "Новая газета" со ссылкой на помощника Чупик Александра Кима.
Как сообщает адвокат Дарья Тренина, ссылаясь на саму Чупик, их квартира находится в Подмосковье, а обыск провели "с участием ФСБ". В рамках какого уголовного дела он проходил, не уточняется.
Мать Чупик, как и она сама, гражданка Узбекистана. Как отметил Ким, Коденцова страдает остеопорозом и может передвигаться "только на костылях или коляске с чужой помощью".
Чупик была задержана в московском аэропорту Шереметьево в ночь на 25 сентября по прилете из Армении. Ей вручили уведомление ГУ МВД Москвы, согласно которому с 17 сентября она лишена статуса беженки. Решение принято на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 9 закона о беженцах: статуса можно лишить, если его обладатель "сообщил заведомо ложные сведения либо предъявил фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем".
Одновременно ФСБ запретила Чупик въезд в Россию до сентября 2051 года - в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 27 закона о порядке въезда и выезда. Эта норма позволяет запретить иностранцу въезд, если "это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения".
У Чупик отобрали документы и поместили ее в спецприемник в аэропорту. 26 сентября она пожаловалась, что ее больше суток продержали в комнате, где горел очень яркий свет, и она "почти ослепла". В воскресенье утром начальник погранотряда выключил свет, но правозащитница стала плохо видеть. Ее держат одну в камере с тремя койками и не выдают гигиенические принадлежности, кормят баландой. По словам Чупик, ей звонят и угрожают неонацисты. К ней не допускают адвоката.
Как рассказала Чупик "Настоящему времени", когда ее отвели в спецприемник, сотрудник ФСБ так объяснил ей лишение статуса беженки: "Ну это же напрямую связано с вашим поведением. Вы же говорили, что в МВД у нас системная коррупция, вы же жаловались без конца на задержания мигрантов. И все полицейские Москвы, Санкт-Петербурга, областей жалуются на вас".
В интервью РБК Чупик 25 сентября заявила, что ее собирались в течение суток выслать в Узбекистан, чтобы Европейский суд по правам человека не применил в отношении нее правило 39 своего регламента (экстренные обеспечительные меры).
В понедельник Комитет против пыток действительно направил в ЕСПЧ жалобу в защиту Чупик с просьбой применить правило 39. "Депортация Валентины несет прямой риск для ее жизни: на родине, в Узбекистане, ей грозят пытки и преследование со стороны властей", - заявили в организации.
Чупик много лет руководит правозащитной организацией "Тонг Жахони" ("Утро мира"), которая оказывает бесплатную юридическую помощь мигрантам. СМИ отмечают, что правозащитницу лишили статуса беженки вскоре после того, как она снялась в фильме тележурналиста Алексея Пивоварова, в котором рассказывала о положении мигрантов в России.
Чупик бежала из Узбекистана в 2006 году, после того как ее стала преследовать Служба национальной безопасности страны (в 2018 году переименована в Службу госбезопасности). Это произошло вскоре после беспорядков в Андижане. Как вспоминает Чупик, силовики требовали от нее отдавать им половину суммы международных грантов, ликвидировать или передать им организацию, а в феврале 2006 года поместили ее в подвал, заставили стоять там 38 часов и угрожали расправой ей и ее родственникам.
Правозащитница уверена, что в случае выдворения на родину ее поместят "прямо в подвал СНБ".