статья Сергей Миронов: Путину помогают чинопочитание и услужливость

Подготовил Матвей Масальцев, 09.03.2004
Сергей Миронов. Фото с сайта  www.ms.yabloko.ru

Сергей Миронов. Фото с сайта www.ms.yabloko.ru

- Действующий президент, как известно, от публичных дебатов отказался. Если бы он принял противоположное решение, то о чем лично вы хотели бы дебатировать с президентом? Какие у вас к нему есть вопросы?

- Все вопросы ему я задаю в рабочем порядке. Что касается дебатов, то я предложил бы три темы. Первая – социальная политика государства. Вторая – задачи перевода страны на инновационный путь развития. Третья – развитие гражданского общества.

- Чем отличается ваша платформа от платформы президента? И вообще, как вы считаете, есть ли у президента последовательная программа?

- Президент вполне публичный человек и его программные цели в поле зрения общества.
Я предлагаю по-новому расставить приоритеты экономической и социальной политики. По моему глубокому убеждению, если мы не решим основные социальные проблемы, то не сумеем добиться экономического роста. Приступая к каким-либо серьезным экономическим преобразованиям, государство должно заключить социальный контракт с обществом.
Я считаю недостаточными и потому не вполне успешными усилия по переводу нашей экономики на инновационный путь развития. Прошлое правительство явно недооценивало значение государственных инвестиций в структурной политике. Стабилизационный фонд, создаваемый за счет благоприятной для нас конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, должен быть в гораздо большей мере использован на цели развития.
Я считаю низовые общественные инициативы, решающие повседневные проблемы жизни людей основой всей нашей демократии. Именно они дают мощную социально-психологическую подпитку для становления гражданина, а не подданного. Поэтому в своей предвыборной кампании я последовательно выступаю за развитие "низовой демократии", как альтернативы формальной или, скорее, бутафорской демократии 90-х.

- Какова ваша оценка нынешней президентской кампании? Справедливы ли утверждения многих из кандидатов, что власть нарушает их избирательные права, не предоставляет равных условий, пользуется "административным ресурсом" и "грязными" технологиями? Каково ваше отношение к идее бойкотировать выборы?

- В предвыборной борьбе участвуют представители всех основных политических сил. То, что многие известные политики решили пропустить выборы, – это их дело. Высокий рейтинг нынешнего президента связан с осознанием российской общественностью необходимости сильной и ответственной власти.
К сожалению, не удалось перевести соперничество кандидатов в соперничество предвыборных программ. Велика склонность к интригам. Формат и время дебатов на телевидении неудовлетворительны. Естественное информационное преимущество действующего президента усиливается не административным ресурсом, а чинопочитанием бюрократии и услужливостью свободных СМИ.

- Из ваших предвыборных заявлений видно, что вы не ставите целью победу на этих выборах. Ваша цель, насколько я понял, – стабильность в будущем, в том числе и после 2008 года, когда истечет второй срок президентства Владимира Путина. Означает ли это, что вы готовы стать его преемником?

- Моя политическая задача – это успех моей партии на выборах в следующую Государственную Думу. В зависимости от этого я буду ставить следующие задачи. Сейчас скажу только одно: если бы я хотел закончить свою политическую карьеру, я бы не участвовал в нынешней президентской кампании.

- Имеет ли для вас принципиальное значение, какое место вы займете по результатам выборов, сколько процентов голосов наберете?

- Если мне удастся довести до российской общественности свои цели, задачи и понимание, – я буду считать свою задачу выполненной.

- Как вы думаете, есть ли сейчас в России реальная оппозиция действующей власти? И может ли эта оппозиция влиять на решения, которые принимает президент и его правительство?

- Те, кто до сих пор считал себя оппозицией действующей власти, оказались на обочине политики и никакая мимикрия им уже не поможет. Партия власти в том виде, как сейчас, тоже не сохранится. Совершенно очевидно, что различные социальные группы страны должны провести второй тур политического осознания самих себя. Я уверен, что будущее политической системы России за многопартийностью, а, значит, будет и оппозиция.

P.S. Свои ответы Сергей Миронов прислал по электронной почте. Остались без ответа традиционные для "Граней" вопросы по проблеме Чечни и по истории захвата "Норд-Оста".

Подготовил Матвей Масальцев, 09.03.2004