статья Не умирай раньше смерти

Андрей Колесников, 25.12.2000

"Правительство не решает проблемы, оно их финансирует". Эта ироническая формула Рональда Рейгана подходит далеко не ко всем российским кабинетам министров. По одной простой причине: госбюджет России невелик, и хотя бы поэтому государство не может плодить слишком много глупостей - их нужно финансировать, а нечем.

Надо отдать должное кабинету Касьянова: когда бюджет-2001 только верстался и депутаты уже были готовы в полном соответствии с лоббистскими заказами поделить масштабные дополнительные доходы, правительство упорно доказывало, что в будущем году все станет гораздо хуже, цена на нефть окажется не слишком высокой, а дополнительных доходов может быть не так много.

Консерватизм минфиновской команды и министра Алексея Кудрина, поддержанный президентским советником Андреем Илларионовым, тогда казался чрезмерным даже представителям бюджетного комитета Госдумы, вполне серьезным профессионалам. Однако теперь уже кажется, что разработчикам и идеологам бюджета нужно было быть еще более консервативными, и уж тем более не закладывать в главный финансовый документ страны получение кредита МВФ, а заодно не надеяться на то, что Парижскому клубу не придется платить.

Но все экономические проблемы - от недополучения дополнительных доходов до заметного торможения роста экономики - дадут о себе знать только в будущем году. Сейчас правительство вписалось во все прогнозные показатели, кроме годовой инфляции, и ему есть о чем рапортовать.

Во всяком случае, финансово-экономический блок не могут ожидать серьезные кадровые перетряски, потому что придраться толком не к чему. То же самое касается и премьер-министра, который уже вроде бы политически пересидел отмеренный "компромиссному" главе правительства срок. Любая сдача фигур должна быть осмысленной, то есть происходить на фоне некоторых сложностей. Михаил Касьянов еще не "нагулял" вины. А экономическая вина и наступление, так сказать, "страхового случая", учитывая все лаги, действующие в российской экономике, проявятся отнюдь не сразу. Тем более что надо досмотреть до конца драму переговоров с Парижским клубом и понаблюдать, что будет с идеей конвертации российских долгов в акции и инвестиции. То есть почти в буквальном смысле слова дать правительству спокойно по(до-)работать. Сделать то, к чему всегда эмоционально призывал Виктор Степанович Черномырдин и что позволило ему находиться на своем посту пять с лишним лет...

Что же до переделки структуры правительства, то это абсолютно естественный процесс, который сначала Старая площадь, а затем Белый дом переживали в буквальном смысле слова не один десяток раз. Конечно, для очередной перестройки есть конкретные ситуативные причины. Но эти причины могут политически выдохнуться к тому моменту, когда подойдет срок реализации аппаратной реформы.

До этой реформы правительству Касьянова еще надо дожить.

Андрей Колесников, 25.12.2000