статья Горе вотума

Андрей Колесников, 09.02.2005
Михаил Фрадков. Фото АР

Михаил Фрадков. Фото АР

Вертикаль власти, на которую намотаны на манер аптечной змеи законодательная и исполнительная ее ветви, сама себе вынесла вотум недоверия. Вина за неудачную монетизацию и общую невнятность экономической политики возложена на кабинет министров, как если бы только он был в ответе за происходящее. Между тем законодательные процедуры устроены так, что правительство находится всего лишь в самом низу законотворческой пирамиды. Претензии к нему корректнее было бы назвать "вотумом передоверия" - в том смысле, что коллективная ответственность за проблемы передоверена одному из органов власти.

Вполне очевидно, что вотум недоверия не пройдет – партия власти еще не до конца "отвязалась", чтобы идти против назначенного президентом кабинета. Глава государства, когда надо, сделает это сам. А вот если понимать под понятием "партия власти" широкую коалицию управляемых "приводных ремней" в лице думских фракций, имитирующих оппозиционность, то вотум недоверия – всего лишь пиар-акция по выпуску пара, скопившемуся под "шапкой Мономаха" в результате проведения монетизации льгот и реакции не нее. В этом контексте вотум недоверия, объявленный одной ветвью власти другой, напоминает перекладывание государственных денег из одного кармана в другой. Одна голова российского орла не доверяет второй – мыслимое ли дело?..

Вполне очевидно, что рейтинги и правительства, и ключевых персонажей кабинета министров пошатнулись. Монетизация ударила даже по "тефлоновому" президенту (см. данные последнего опроса Фонда "Общественное мнение"). В числе наименее популярных членов правительства Алексей Кудрин и Михаил Зурабов – люди, чаще других появлявшиеся на экранах телевизоров с разъяснением позиции власти. Правда, нынешний кабинет министров непопулярен не из-за того, что проводит реформы, а по причине скверного проведения и администрирования необходимых либеральных преобразований. Правительство дискредитирует не само себя, а реформы, некоторые из которых в такой ситуации становятся политически невозможными - например, реформа здравоохранения, предполагающая демонтаж хоть и отвратительно, но все же работающей советской системы.

Кстати говоря, мотивировочная часть вотума составлена на удивление грамотно. В этом документе, конечно, присутствуют популистские мотивы, но авторы не опускаются до красной пропаганды, а больше говорят о неспособности кабинета воспользоваться благоприятной мировой конъюнктурой для увеличения ВВП и проведения реформ (упоминаются даже реформы здравоохранения, образования и ЖКХ!). Что свидетельствует либо о возросшем уровне здравомыслия охотнорядского корпуса, во что верится с трудом, либо о согласованных действиях "приводных ремней" в Думе и "центра управления полетами", который находится у нас известно где.

В любом случае, даже невзирая на пиаровский смысл вотума, это первая настоящая черная метка кабинету Михаила Фрадкова, которому скоро исполняется ровно год. Но опять-таки эту метку высшая власть могла бы адресовать сама себе, поскольку министры-либералы могут пахать вообще без сна и отдыха и получать в качестве утешительных призов высокие индексы рейтинговых агентств, а экономический климат между тем уже полностью зависит от политических шагов кремлевской власти – огосударствления частного сектора, налоговых репрессий, ликвидации гарантий частной собственности. Ни реформы, ни сколько-нибудь рациональную экономическую политику в столь экзотических условиях проводить невозможно. Получается, что вотум недоверия правительству – всего лишь часть общего кризиса доверия в стране, когда бизнес не верит государству, государство бизнесу, бизнес – бизнесу, а граждане – всем им подряд.

Что ни говори, ситуация и в самом деле едва ли не тупиковая. Ответственность можно сколько передоверять и передавать от одной ветви власти другой, но это не поможет. Для решения проблем мало ротаций, отставок и назначений - нужна перемена системного кода власти. Как показывает недавняя российская политическая история, если этот код сформулирован в соответствии с требованиями формальной и неформальной демократии, даже такой своеобразный человек, как Виктор Степанович Черномырдин, может стать либералом и эффективным главой правительства. Так что не в фамилии премьер-министра дело.

СМ. ТАКЖЕ:
Prognosis.Ru: Монетизация поставит крест на реформах
Prognosis.Ru: Льготы отменят по-любому

Андрей Колесников, 09.02.2005


новость Новости по теме