До степеней известных
Глава Роскомнадзора Александр Жаров, награжденный вместе с госпропагандистами, с удвоенной силой принялся душить Рунет - он требует расширить основания для моментальных блокировок сайтов. Между тем активисты сообщества "Диссернет" напомнили, что диссертация кандидата медицинских наук Жарова на треть списана с государственного доклада. На вопросы "Граней" отвечает сооснователь "Диссернета" Андрей Заякин.
- Александр Жаров защитился по теме "Медико-гигиенические основы формирования здорового образа жизни в РФ" в 2004 году. В то время он занимал посты пресс-секретаря Минздрава и помощника министра. Тогдашний начальник Жарова Юрий Шевченко был его научным руководителем. Можно ли в данном случае говорить об использовании служебного положения в личных целях?
- Я могу сделать здесь лишь предположения, ничуть не более или не менее обоснованные, чем может сделать любой из ваших читателей, - так зачем я буду их подменять? В подсказку им замечу, что текст 50 страниц минздравовского доклада был сгенерирован структурным подразделением Минздрава, которое Жарову не подчинялось и которому Жаров не подчинялся. Как эти 50 страниц мигрировали в работу Жарова - протуннелировали через стену кабинета, пришли по коридору, или сползли со стола начальника Жарова, - я не видел, не берусь судить.
- Какую долю плагиата обнаружили вы в диссертации Жарова?
- Замечу на правах буквоеда, что плагиат - это списывание с нанесением материального ущерба более чем на 100 000 рублей, по крайней мере если мы выбросим Ожегова и на место его поставим УК РФ. В диссертации Жарова списанных 50 страниц из 150. Обратите внимание - я не утверждаю, что это он списал. Там просто есть списанные страницы. Как они там оказались? Сие нам неведомо. Хочу думать, что их ему подложили в ВАКе, так как в ВАКе работают на редкость злокозненные люди, постоянно нарушающие законодательство РФ, о чем мы постоянно пишем в прокуратуру. Вот не далее как сегодня начальник отдела ученых степеней Игнатьев в очередной раз нарушил ст. 182 ГК РФ, отменив действие на территории ВАК нормы о представителе по доверенности, и не допустил по этой причине представителей заявителя на заседания ЭС ВАК. Я настоятельно рекомендую прокуратуре присмотреться к этой самодеятельности господина Игнатьева - а вдруг он и вовсе иностранный агент? Того и гляди они там в ВАКе и вовсе под какую-нибудь иностранную юрисдикцию перейдут, раз Игнатьев русские законы ни во что не ставит. Вывесит там, к примеру, флаг Науру или Маврикия - и прощай, ВАК!
- 50 списанных страниц из 150 - много это или мало по сравнению с другими "клиентами" "Диссернета"?
- Считаю, что даже один абзац украденного текста - повод к публичному осмеянию и отставке чиновника. Но Жаров - совершенно не рекордсмен, в отличие, скажем, от феерического депутата Игошина, который украл около 160 страниц диссера из 186 и к тому же менял "шоколад" на "мясо" с помощью автозамены.
- Можно ли говорить о неоригинальности работы Жарова в целом?
- Если в работе есть хотя бы один украденный абзац, это украденная работа. Если же вы про научную новизну безотносительно к тому, как этот новый научный результат получен, то это к экспертам по данной специальности, а я к ним не отношусь.
- Проводился ли содержательный анализ или только выявление списанного?
- Диссернет по принципиальным соображениям НИКОГДА не вторгается в область анализа содержания диссертации. Мы анализируем происхождение текстов, а не их научную новизну.
- Можно ли считать, что отсутствие публикаций СМИ по этой теме связано с нынешней должностью Жарова?
- Не знаю; в нулевом приближении верно общее замечание - журналисты ленятся писать что бы то ни было про кого бы то ни было.
- Как вообще у вас поставлено дело с обнародованием результатов экспертизы?
- Каждый день на сайте появляются 1-2 новые экспертизы, о чем также сообщается нашим читателям в соцсетях.
- Куда вы их направляете?
- Это тема серии статей, которые сейчас я пишу; даст Бог, не все СМИ у вас там разгонят - расскажу. Общее: введенный постановлением 842 срок давности амнистировал всех жуликов, защитившихся ранее 1 января 2011 года. Поэтому что-либо куда-либо направлять мы можем лишь по недавним защитам.
- Как было в случае с Жаровым?
- Это 2004 год. Жаров может быть спокоен: суд рассматривать дело о лишении степени не вправе вообще, а Минобрнауки - из-за срока давности. Медведев выписал ему бессрочную индульгенцию.