статья ВЭБ вышел на пенсии

Иван Горяев, 24.01.2003
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

23 января было обнародовано подписанное накануне Михаилом Касьяновым постановление правительства # 34, где зафиксировано монопольное право Внешэкономбанка осуществлять доверительное управление средствами пенсионных накоплений, которые формируются в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля. "Молчуны" (так их называют в кругу топ-менеджеров Пенсионного фонда РФ) составляют до 85 процентов пенсионеров. "По умолчанию" экономически активное большинство нации склонно доверять свои накопления госбанкам. Вот правительство и приискало такой своим подданным, каждому из которых однажды не миновать выйти на пенсию.

Аналитики почти единодушны во мнении, что лучше всего для такой роли подошел бы Сбербанк. 68 процентов вкладчиков "Сбера" – пенсионеры, и именно в Сбербанк им перечисляются Пенсионным фондом пенсии. Годится и Внешторгбанк, прямо подчиненный кабинету министров и крупнейший в стране по размеру активов. Однако доступ к управлению гигантским (около $8 млрд) куском пенсионных средств получил Внешэкономбанк. В прошлом году значительная часть его бизнеса была передана правительством и ЦБ Внешторгбанку. ВЭБу осталась в основном функция главного долгового агента правительства. Размер его операций таков и находится в столь разительном контрасте, скажем, с размером собственного капитала банка, что согласно закону "О банках и банковской деятельности" и действующим инструкциям ЦБ Внешэкономбанку даже нельзя выдать лицензию. Он работает на основании президентского указа. Чтобы выйти из такого положения, ВЭБ в августе прошлого года даже купил Росэксимбанк, имеющий все полагающийся крупному банку лицензии. Однако объединиться им непросто, так как неясна структура собственности самого Внешэкономбанка. Он стопроцентно государственный, но "правительственный", как ВТБ, или "цебэшный", как "Сбер", – на этот счет у Белого дома и Центробанка диаметрально противоположные точки зрения. У него статус госучреждения, и все. Так что размещать миллиарды долларов ВЭБу будет нелегко. На большинство такого рода операций ему понадобятся отдельные разрешения Банка России.

Тем не менее Касьянов остановил выбор на Внешэкономбанке. Решение это, по сведениям Граней.Ру, далось премьеру не без труда. На него уже посыпались обвинения, что, мол, правительство хочет деньгами пенсионеров расплатиться по внешнему долгу. Но это лишь часть правды. Аналитики сходятся на том, что выбор главы кабинета имеет прежде всего кланово-политическую подоплеку.

Мимо Сбербанка пенсионные средства проехали не в последнюю очередь потому, что его глава Андрей Казьмин близок к нынешнему руководству Минфина. Кроме того, руководство "Сбера", обслуживающего счета РАО "ЕЭС России", глубоко вовлечено в операции топ-менеджеров энергохолдинга с корпоративными долгами. Чрезмерная близость к Алексею Кудрину и Анатолию Чубайсу перекрыла "Сберу" доступ к пенсионным $8 млрд.

Теперь о двух других крупнейших банках страны. Дело даже не в том, что председателя ВЭБа Владимира Чернухина глава Белого дома любит больше, чем президента Внешторгбанка Андрея Костина. Оба, при всей их взаимной личной неприязни, входят в его персональную команду. Но дело в том, что наблюдательный совет ВТБ возглавляет Алексей Кудрин. И полномочия по управлению банком у Алексея Леонидовича отнюдь не свадебно-генеральские. В свое время, разводя ВЭБ с коммерческим бизнесом в пользу Внешторгбанка, Касьянову под прямым нажимом президента Владимира Путина пришлось отдать эту кадровую позицию своему аппаратному недругу в обмен на право переместить Костина с Внешэкономбанка на ВТБ. Теперь ничего не попишешь. Но и отдавать в распоряжение Кудрина такой финансовый кус, с точки зрения Михаила Михайловича, тоже никак было нельзя. Отсюда и ВЭБ. Без лицензии, но родной. Управляемый.

Иван Горяев, 24.01.2003