У матери Даниила Константинова случился сердечный приступ в зале суда
В Симоновском суде Москвы на слушании по продлению ареста Даниила Константинова произошла драка, его матери стало плохо с сердцем, ей вызвали скорую помощь. Как сообщила в твиттере правозащитница Анна Каретникова, отца Даниила Константинова приставы вынесли вчетвером за руки и за ноги.
Беспорядки начались после того, как Константинов дважды заявил отвод судье. Тот велел удалить из зала мать Константинова. Приставы применили к ней физическую силу. По данным адвоката Дениса Зацепина, у женщины сердечный приступ. По свидетельствам очевидцев, она лежит на полу, прибывшие в суд врачи оказывают ей помощь.
Судья объявила перерыв "до восстановления порядка в зале". Даниил Константинов отказался выходить из зала на время перерыва. Приставы вытащили его из клетки за ноги и за руки.
После перерыва суд продлил арест Константинову на 18 дней.
Даниил Константинов - националист, лидер Лиги обороны Москвы. Он находится под арестом с 22 марта 2012 года. Его обвиняют в убийстве. При этом адвокаты политика подчеркивают, что у него неопровержимое алиби: в момент инкриминируемого ему преступления он находился в ресторане на другом конце города на дне рождения матери. Правозащитный центр "Мемориал" признал Константинова политзаключенным.
Ранее Константинов обвинялся по пункту "и" части 2 статьи 105 (убийство, совершенное из хулиганских побуждений) и части 2 статьи 296 УК (угроза убийством в отношении следователя). 15 февраля политзеку было предъявлено окончательное обвинение. Статью 296 с Константинова сняли, а пункт 2 статьи 105 заменили пунктом 1, исключив отягчающие обстоятельства.
Константинову грозит до 15 лет колонии. При этом участие присяжных в суде по его статье невозможно.
Анна Каретникова, правозащитница
Даниил заявил отвод судье, тот ушел, посовещался сам с собой - и отказал. Константинов объявил отвод помощнику прокурора. Судья пошел, посовещался - и отказал. Константинов заявил новый отвод судье, поскольку тот переврал в постановлении заявленные Даниилом основания. Судья заявил, что Константинов затягивает процесс. Тут его мать подала какую-то реплику... достаточно тихую и невинную, но судья услышал и повелел удалить ее из зала. Приставы, молодые в основном люди, высокие, в черной форме и каких-то бронежилетах, постукивая дубинками по бедру, направились к маме Константинова. Она сидела не в первом ряду. Судья объявил, что объявляется перерыв до восстановления порядка в зале, и ушел. Приставы стали освобождать проход к маме Константинова, расталкивая и вытаскивая мужчин, сидевших впереди. Другие тем временем за руки выволокли из зала отца Константинова. Все стали ужасно кричать. Приставы принялись колотить кулаками куда попало. Мне тоже прилетело. Схватили за руки немолодую женщину, стали тянуть. Она упала, ей стало плохо. Все стали кричать еще ужасней. Мама Константинова лежит на полу, ей вызывают "скорую". Приставы и ей, она потом сказала, врезали пару раз. Входят еще приставы, угрожают выдворением. Я говорю: ничего, что тут человек на полу лежит? Они говорят, приглядевшись: ба, да у нас здесь театр! Приходит ОМОН. Ждем "скорую". Мама Константинова лежит на полу. Приезжает "скорая", всех выгоняют из зала.
...Нас переводят в другой зал. В прежнем нашем зале врачи помогают маме Даниила.
Приходит судья. Константинов заявляет отвод следователю. Защита заявляет отвод секретарю суда Сергеевой за то, что та снимала всю свалку на мобильный телефон. Судья всё отклоняет. Дальше - по накатанному. Ходатайства защиты удовлетворяются "частично" - это значит, что к делу они приобщаются, а по существу - отклоняются. Константинов спрашивает прокурора, готов ли он бритвой выпустить себе кишки. Тот молчит. Константинов говорит: а я уже готов. И повторяет: "убогие вы, убожество..." Следователь с помпрокурора рассказывают, какой Даниил опасный. Тот все снова порывается рассказывать о подставном свидетеле, об экспертизе ножа по его рисунку, об экспертизе о том, могла ли слюна Константинова исчезнуть с тела убитого. Даниил перебивает судью, просит удалить его из зала, поскольку устал участвовать в этом театре абсурда. Очень хорошо выступает адвокат Зацепин, супер, мой любимый адвокат. Но судье это все по барабану. Удаляется на вынесение постановления.
Справка
"Мемориал" о деле Даниила Константинова
Основания признания политзаключенным: Даниил Константинов неоднократно до и во время следствия осуждал применение насилия, в т.ч. по мотивам национальной и религиозной ненависти, в политической деятельности. Убийство Темникова, имеющее бытовой характер, не может быть объяснено гипотетически имеющимися у Константинова политическими воззрениями, в деле отсутствует мотив совершения убийства политическим активистом за день до парламентских выборов. При этом есть информация об участии сотрудников Центра «Э», в т.ч. причастного к преследованию оппозиционеров оперативника Алексея Окопного, в следственных мероприятиях, и о попытках вербовки Константинова сотрудниками Центра «Э» после его задержания на митинге на Чистых прудах 5 декабря 2011 года. Протокол допроса свидетеля Феоктистова подтверждает, что следствие интересовали политические взгляды Константинова и его возможные связи с футбольными фанатами. Данные вопросы не имели отношения к выявлению обстоятельств совершения бытового убийства и свидетельствовали о наличии политического мотива у следствия. На политический характер преследования Константинова указывает также и возможное появление в деле засекреченного свидетеля, существование которого подтверждает сторона защиты.
Непричастность Константинова к убийству на ул. Газопровод подтверждается рядом объективных доказательств. В частности, несмотря на показания свидетеля Сафронова от 4 декабря 2012 года о том, что неизвестный плотного телосложения (позже опознанный им как Даниил Константинов) спровоцировал драку с Темниковым, якобы плюнув на его куртку, на одежде и теле Темникова согласно заключению судебно-биологической экспертизы № 448/385 не были обнаружены следы слюны. На изъятых при обыске 22 марта 2012 года предметах одежды Даниила Константинова согласно заключению молекулярно-генетической экспертизы от 10 мая 2012 года № 173 не обнаружены биологические следы Темникова или Сафронова. Согласно заключению медико-криминалистической экспертизы № 215/12 от 28 марта 2012 года ни один из 4 изъятых у Даниила Константинова и его отца ножей не мог быть орудием убийства в связи с тем, что он не совпадает по своим параметрам с ножом, определенным в качестве орудия убийства при экспертизе трупа № 3045 от 16 декабря 2011 года.
При этом следствием не было проверено алиби Константинова, подтверждаемое 5 свидетелями, вместе с которыми он праздновал день рождения своей матери. Экспертиза установила, что фотографии, сделанные матерью Д.И. Константинова во время празднования ее дня рождения 3 декабря 2012 года в ресторане «Дайкон» и содержащиеся на изъятых при обыске цифровом фотоаппарате и флэш-карте, являются подлинными и не содержат признаков монтажа, однако было заявлено о якобы невозможности установления точного времени, когда они были сделаны. Несмотря на ходатайства адвоката Зацепина, следствием не было осуществлено получение сведений от ОАО «Вымпелком» о регистрации сотового телефона Константинова базовыми станциями, с помощью которых можно было установить перемещение Даниила Константинова по Москве в день убийства Темникова.
Отдельного внимания заслуживают изменение позиции следственных органов при оценке роли Константинова в деле и проведенные в этой связи следственные действия. Имеется информация о том, что фоторобот Константинова, на основе которого производилось его опознание свидетелем Феоктистовым, был составлен с использованием фотографии активиста. Остается неясным, как в распоряжении следователя из Чертаново оказались фотографии проживающего на другом конце Москвы Константинова, и каким образом следствие пришло к выводу о причастности Константинова к данному преступлению до момента его опознания Сафроновым. В ходе следствия было фактически проведено запрещенное ч. 3 ст. 193 УПК РФ («Не может проводиться повторное опознание лица или предмета тем же опознающим и по тем же признакам») повторное опознание, не была дана критическая оценка показаниям потерпевшего Сафронова, изменившего их не в пользу Константинова на очной ставке через 3,5 месяца после произошедшего убийства. С нашей точки зрения, дело Даниила Константинова относится к категории «Дела гражданских активистов».