Число жертв в Беслане превысило 200 человек
Число жертв теракта в Беслане превысило 200 человек, сообщили РИА "Новости" в Минздраве Северной Осетии.
Более 200 человек погибли в результате огнестрельных ранений во время обстрела террористами и ранений, полученных при взрыве установленных бандитами взрывных устройств, сказали в Минздраве.
Общее количество заложников, которые на протяжении трех дней удерживались в Беслане, могло составлять 1200 человек. 70% из них были дети.
Эти данные журналистам сообщил советник президента России Асламбек Аслаханов. Также, в эфире "Эха Москвы", он сказал, что "поражен всеми обстоятельствами случившегося"
По данным НТВ, в больницы поступило 704 человек, пострадавших в результате теракта в Беслане, из них 259 детей.
По словам представителя штаба, подавляющее большинство раненых в Беслане получило огнестрельные травмы. Кроме того, многие госпитализированы с ожогами и ушибами.
В Клинической больнице скорой помощи Владикавказа находится 130 человек, в Республиканской клинической больнице - 38, в Детской республиканской больнице - 186 пострадавших, заявили в штабе.
Опознаны 79 погибших.
По последним данным, освобождены еще более 50 человек, которые удерживались в школе, сообщил начальник УФСБ по Северной Осетии Валерий Андреев.
Он сообщил, что офицер спецназа ФСБ России ценой собственной жизни спас двух малолетних девочек.
В результате вторжения федеральных сил в захваченную школу погибли 150 заложников, сообщает Газета.ру со ссылкой на "Радио Свобода". По сообщению CNN, в спортивном зале обнаружено до ста тел. Как заявил советник президента России Асламбек Аслаханов, число жертв "гораздо больше 150".
В школе еще остались боевики, удерживающие заложников.
ИТАР-ТАСС передает, что по меньшей мере семеро раненых погибли по пути в больницы.
Грузинские врачи готовы к оказанию медицинской помощи освобожденным в Беслане заложникам, сообщили ИТАР-ТАСС в оперативном штабе.
В штаб с предложением помощи обратился государственный министр Грузии, сопредседатель Смешанной контрольной комиссии Георгий Хоиндрава. Он сообщил, что "к российско-грузинской границе направлены машины "скорой помощи" с бригадами врачей и запасами медицинских препаратов".
Из Ростова-на-Дону в Беслан направлен самолет с хирургами и медикаментами, сообщили РБК в администрации Ростовской области. На борту самолета находятся шесть хирургов детской областной больницы, а также необходимые медикаменты.
Как сообщает корреспондент Газеты.Ru, люди в штатском, сопровождающие доктора Леонида Рошаля, изъяли у корреспондента ОРТ видеокассету, на которой было отснято прибытие в полевой госпиталь раненых в Беслане. Съемочная группа ОРТ обратилась к властям, однако пленку им так и не вернули.
В Республиканскую детскую клиническую больницу во Владикавказе доставлены более 100 раненых детей. Таковы данные самой больницы. В Клинической больнице скорой помощи Владикавказа сообщили, что зарегистрировали 300 поступивших. Там добавили, что раненые продолжали поступать. В республиканской больнице - 21 раненый.
Из спортзала, где содержались все заложники, эвакуировали всех людей, сообщает НТВ со ссылкой на Интерфакс. Это сообщение поступило приблизительно в 15.18. Ранее сообщалось, что в спортзале после двух взрывов рухнула крыша. Начавшийся после штурма школы пожар потушен.
Депутат Госдумы Сергей Бабурин сообщил РИА "Новости", что среди убитых есть бойцы спецназа. Ранее телеканалы и агентства сообщали о раненых спецназовцах. Глава МЧС России Сергей Шойгу рассказал ИТАР-ТАСС, что при штурме ранения получили 4 спасателя - они пришли в школу забирать трупы по договоренности, достигнутой с боевиками. "Судьба наших спасателей, которые участвовали в выносе тел, пока неизвестна. Есть предположение, что они пострадали. По предварительным данным, их четверо", - сказал журналистам заместитель начальника департамента управления кризисных ситуаций МЧС РФ Владимир Трифоненков.
Раненые поступают в Правобережную районную больницу Беслана и четыре больницы Владикавказа - в клиническую больницу скорой помощи, республиканскую клиническую больницу, детскую клиническую больницу скорой помощи и железнодорожную больницу. Все остальные больницы (всего их 10) также готовы к приему раненых, уточняет Газета.ру.
Корреспондент Газеты.ру с места событий сообщает, что всех бывших заложников обязательно помещают в больницы, при этом к ним не допускают родственников. Из-за этого многие заложники пытаются скрыться от правоохранительных органов, чтобы не оказаться в изоляции.
Точное число захваченных 1 сентября заложников также неизвестно. 2 сентября было официально объявлено о 354 заложниках. Днем были освобождены 26 человек - женщин с маленькими детьми. Об освобождении 3 женщин и 4 детей с боевиками договорился лично экс-президент Ингушетии Руслан Аушев. Когда эти заложники вышли из школы, за ними прорвались еще 19. Одна женщина, которая вынесла своего младшего ребенка, вернулась затем школу к двоим старшим детям.
3 сентября в прессе появилась информация со ссылкой на освобожденных о том, что захвачено от 1020 до 1500 человек. Руслан Аушев также сообщал о том, что заложников около тысячи. Наконец, президент Северной Осетии Александр Дзасохов официально признал, что заложников "больше 500". После этого пресс-секретарь Дзасохова Лев Дзгоев заявил, что захваченных заложников больше 354.
Последние взрывы в бесланской школе являлись взрывами пластита, принесенного боевиками. Взрывы произошли самопроизвольно в результате пожара, вспыхнувшего в спортзале. Об этом Интерфаксу сообщили в МВД Северной Осетии.
В МВД подчеркнули, что к этому времени людей в спортзале уже не было.
Дословно
Ахмед Закаев
В североосетинском городе Беслане случилось то, чего в эти тревожные и трагические дни кризиса с захватом заложников боялись все здравомыслящие люди мира – российские силовые структуры по прямому приказу президента РФ Путина пошли на штурм школы, где содержалось огромное число заложников, в том числе и сотни детей. Российское руководство столь чудовищным образом вновь подтвердило всему мировому сообществу, что готово пойти на любое преступление, на любые массовые убийства ради достижения своих безумных имперских целей.
Сегодня в мире никто не находит слова оправдания тем вооруженным людям, которые ради прекращения геноцида в Чечне, систематически осуществляемого преступным кремлевским режимом, пошли на акт захвата в заложники беззащитных детей. Но в таком случае, какими словами и доводами можно оправдать циничное и хладнокровное убийство этих детей, предпринятое Путиным, чтобы иметь возможность вновь и вновь без помех убивать мирных жителей Чечни, народ которой только за эту войну потерял более сорока тысяч детей убитыми.
Лидеры стран Запада и Востока могут и дальше равнодушно молчать, глядя на бойню в Чечне, или аплодировать усилиям Путина уничтожить целый народ. Это дело их совести, точнее, полного отсутствия таковой. Но никто в мире не посмеет отрицать, что лидеры чеченцев, сражающихся не только за независимость, а уже за само выживание своего народа, готовы были сделать все, чтобы – я хочу это подчеркнуть – без всяких предварительных условий и военно-политических требований добиться освобождения всех заложников. Об этом ясно и недвусмысленно заявил Президент ЧРИ Аслан Масхадов, и это заявление чеченского лидера я, по его поручению, донес до всех основных мировых СМИ.
Президент Северной Осетии, кровно переживая за судьбу своих соотечественников, принял эти предложения и был готов привлечь президента Аслана Масхадова к разрешению кризиса с заложниками. Об этом он публично заявил сегодня, еще до штурма. И это заявление так же никому не удастся скрыть или замолчать, как не удастся скрыть того, что имелся реальный шанс без жертв и кровопролития разрядить эту страшную ситуацию, добившись бескровного освобождения заложников, в первую очередь детей.
Однако теперь совершенно очевидно, что именно такое мирное разрешение кризиса с заложниками и не устраивало Кремль. Я ответственно заявляю, что главной причиной, заставившей Путина и его окружение пойти на новое массовое убийство, является их нежелание вступить хоть в какой-то переговорный контакт с представителями законного руководства Чеченской Республики Ичкерия. Даже во имя спасения детей, чьи окровавленные трупы теперь демонстрируют осетинам и всем россиянам, насколько мало считается с их жизнями Путин, когда на карту поставлены его великодержавные амбиции, его диктаторское чванство.
Чечен-пресс, 03.09.04
Сергей Бабурин
У нас есть удовлетворение от того, что действительно много заложников спасено и эта проблема разрешена. Совет Думы единодушен в том, что никаких политических условий террористов удовлетворять и принимать нельзя. Ни один террорист не должен получать поблажек.
Reuters, 03.09.2004
Руслан Ямадаев
Я просто уверен, что если нельзя одуматься тем, кто внутри, то надо, чтобы мусульманские лидеры по всему миру заклеймили эти вылазки. Последний захват детей говорит, что ведется настоящая война против ислама. Самая настоящая, мировая. Мусульмане, шейхи арабских стран должны немедленно собрать меджлис, и все улемы должны не только осудить эту бандитскую вылазку, но и начать уже действовать конкретно. Я бы предложил заклеймить имена боевиков в одной из мусульманских святынь. В Саудовской Аравии, где находится самое святое для мусульман место, на десятый день хаджа (паломничества), по возвращении в Мину, подбирая по пути в долине семь камней, каждый из паломников бросает камни в столб, отмечающий то место, где до ислама стояли языческие идолы. Так вот на этом месте по преданию шайтан пытался загородить путь пророку Мухаммеду. Вот на том самом столбе, в который кидают камни, я предложил бы высечь имена тех, кто устраивает такие акции, начиная с Усамы бен Ладена и кончая Басаевым.
Газета.Ру, 02.09.2004
Ежи Шмайдзиньский
Если операция все еще продолжается, это означает, что она проводится спецназом далеко не идеально.
Терроризм показал одно из своих самых уродливых лиц - нападение на детей.
Reuters, 03.09.2004
Эльмар Тевессен
Я чувствую, что штурм начал развиваться не по сценарию, произошло что-то неожиданное. Возможно, что-то случилось, когда выносили трупы, спровоцировав эскалацию, так что пришлось быстро на это реагировать.
Плохо то, что если число погибших велико, то террористы и те, кто их поддерживает, будут расценивать это как великую победу.
Reuters, 03.09.2004
Тим Рипли
Если это был штурм школы, то это не стало сюрпризом. Зная репутацию "крутого парня" Путина, это естественно.
Общей реакцией (западных) держав станет поддержка россиян. Мы обязаны им за войну с террором, и никто не обязан за это исламским фундаменталистам.
Благодаря таким атакам (бывший президент России Борис) Ельцин отступил в конце девяностых. Теперь они (экстремисты) надеются, что произойдет то же самое.
Можно ожидать дальнейших жестких мер со стороны русских. Нет никаких признаков, что грядут изменения в российской политике и военной доктрине.
Reuters, 03.09.2004
Вильф Оуэн
Все скатилось к перестрелке из вестернов, повсюду стоят вой сигнализации автомобилей и крики мирных жителей. Это нельзя назвать скоординированной военной операцией.
Reuters, 03.09.2004
Марго Лайт
Думаю, что это наихудший сценарий, какой только можно представить... Мы не знаем, сколько людей находилось там...
Reuters, 03.09.2004
Сильвио Берлускони
Мы все затаили дыхание: множество детей доставлены в больницы, подождем, что случится дальше. Но отцы и матери всего мира вздохнули с облегчением.
Reuters, 03.09.2004
Владимир Жириновский
В любом случае это благоприятный исход, все-таки большинство смогло спастись. А самое главное - это показало слабость террористов. Они слабые люди. Они не хотели оставаться, а хотели, прикрываясь телами учеников, найти способ сбежать из школы. Это обычные бандиты, а не члены какой-то упертой политической организации.
Reuters, 03.09.2004
Юрий Сычев
Да, эмоционально - тяжело. Но для экономики это ничего не значит... Мы уже практически как Израиль: постоянно взрывают, а желающих эмигрировать меньше не становится.
Reuters, 03.09.2004
Леонид Радзиховский
10 лет назад у нас была чеченская война. Никаких шахидов там не было. Шахиды появились во вполне определенном месте, во вполне определенной точке, в Палестине. И это мода. Это определенный стиль поведения, тактика, - как хотите назовите. Теперь это расползлось по всему миру. Вот более близкая аналогия: 30-е годы. Было две очень мощных идеологии, которые даже не всегда могли точно сформулировать, чего они конкретно хотят - нацизм и коммунизм. Такие идеологии, которые вылезали из пиджаков - им было очевидно тесно. Да, у Гитлера был определенный план. Но совершенно не факт, что он его так железно реализовывал. Главное - что были объективные условия. Возникла новая идеология, не совместимая с базовыми ценностями, как всегда говорят - прогнившей, бессильной... тра-та-та... западной демократии. И эта новая мода пыталась себя реализовать. Совершенно новая идеология, новое движение. Совершенно аналогично происходит сейчас. Я не верю, что есть какой-то центральный генеральный штаб, что есть какой-то центральный рубильник, передернув который Бен Ладен вызывает землетрясение там, здесь, и так далее. Я не верю, что у них есть такой исламский Коминтерн, который из единой точки всем этим рулит. Но стиль, тактика, оружие одинаковы. Шахиды. Кстати, давно пора их приравнять к оружию массового поражения - это не люди, это самонаводящиеся ракеты, это очевидно. Идеология одинакова, идеологическая поддержка. Финансовые ресурсы перетекают. В этом смысле это такая сеть, есть хотите. В современном очень стиле. Такой диффузный генеральный штаб...
Это с одной стороны. Финансовые ресурсы, люди конкретные перетекают. Но, кроме того, есть объективная ситуация. В Европе идет фактически отрицательная рождаемость. Она пополняется исключительно за счет арабов, исключительно за счет мусульман. Почти аналогичная ситуация в России. Эти люди, которые в огромном количестве приходят поначалу на окраины старого мира, они требуют своего места под солнцем. Я это не к тому говорю, чтобы расслюнявиться и говорить, что вот, им тяжело, они бедные и обиженные - вовсе не об этом речь. Нацисты тоже искали своего места под солнцем, и коммунисты искали своего места под солнцем. Вот эта борьба почти биологическая - борьба двух культур за вытеснение. Она не имеет сегодня четких целей, эти деятели даже не могут сформулировать, что они, собственно, хотят в Осетии. Цель одна - согнуть, сломать. Это, прежде всего, чисто идеологическая борьба амбиций, борьба культур. Она не имеет сегодня, еще раз говорю, определенного материального: определенных каких-то геополитических целей. Но аппетит приходит во время еды.
Можем ли мы остаться в стороне? Не говорю морально, прагматично... - поздно. Когда 10 лет назад открыли ящик Пандоры в Чечне, вот тогда была сделана эта ошибка. Значит, Дудаев не был, насколько я понимаю, ни фундаментальным исламистом, ни террористом - он был действительно нормальным сепаратистом. И он бы эту лавочку, может быть, худо-бедно держал в руках. Но когда мы сдуру туда влезли, и устроили там то, что мы устроили - бомбежки, которых со времен 45 года не было, - бомбили, как в Сталинграде, и убили неведомо сколько чеченцев - не то десятки тысяч, не то сотни тысяч... после этого сказать "мама, роди меня обратно, - ребят, мы тут немножко ошиблись, бывает, извините, но, впрочем, с кем не случается... - и все, и начинаем с белой строки", - это просто смешно. Значит, они поставляли и будут поставлять шахидов. Тем более, что они получают и финансовую, и идеологическую, и организационную поддержку со всего исламского мира. Поэтому сегодня теоретизировать на тему, что было бы, если бы 10 лет назад Грачев, Ельцин, Петров, Сидоров не приняли то или другое решение - это мне кажется совершенно бессмысленным.
После всего, что было, кто-то всерьез верит, что Чечня будет обычным регионом России, а именно, - регионом, который платит налоги, где соблюдают российские законы, откуда идут солдаты в Российскую армию, например, в десантные или ракетные части, и наконец просто - куда обычный русский человек может поехать? Я не верю, что такое будет когда-нибудь.
'Эхо Москвы', 2.09.2004
Алексей Венедиктов
Вот смотрите - лидеры чеченских сепаратистов, исторически, - я бы сказал так, - те, которые в первую войну - это люди, выросшие в Советском Союзе. Это люди, говорящие на одном языке с теми, кто здесь, в Москве. Это люди с менталитетом советского образования, что бы вы ни говорили... Советская школа, советский институт, советская армия... Поэтому с ними найти тогда... хорошо, с 2001 г., хорошо, не с 99 - можно было. И можно еще.
Но их вышибают, с ними не разговаривают, а на смену им приходят молодые волки, которым в СССР было 6-8 лет, ни хрена они не помнят, выросли они с автоматами... Обучение они проходили в ваххабитских школах в Иордании ли, в Саудовской ли Аравии, у себя в кружках в Дагестане, не знаю где... По-русски они почти не говорят, ничего общего с Россией - я имею в виду ментальность советского человека - у них нет. Пока уважаемые ими, волками... - пока еще, - лидеры исторические не ушли со сцены, их надо перекупать, соблазнять, договариваться, отводить. Он это начал делать, но он не закончил... Кадыров и Ямадаев - это же исторические лидеры. Они вывели 8 тысяч человек, а там остались еще 5. И, наверное, он подумал - да, 8 побьют пять... чеченизация. Нет, надо доводить это дело было до конца.
'Эхо Москвы', 2.09.2004