"Коммерсант": Все последние теракты могут объединить
Оперативники, занимающиеся расследованием взрыва на Каширском шоссе, подрывами самолетов и теракта у метро "Рижская", предполагают, что все это - звенья одной цепи. Об этом пишет "Коммерсант". Не дожидаясь официальных заявлений на эту тему, многие из них говорят, что эти три дела скоро могут быть объединены в одно. Также не исключается, что в ближайшее время можно ждать следующего теракта.
Вывод о связи последних терактов можно сделать на основании данных взрывотехников ФСБ, отмечает издание. Взрывчатка у смертницы возле метро "Рижская" находилась в черной кожаной сумке через плечо. На месте нашли кусок от наплечного ремня длиной 94 см. Взрывотехники установили, что в сумке находилось около двух килограммов болтов и гаек и примерно столько же пластита #7. Седьмой пластит - смесь серого цвета, на 90% состоящая из гексогена и на 10% из пластификатора и алюминиевой пудры. Именно седьмой пластит использовался и при взрывах автобусной остановки на Каширском шоссе, и самолетов Ту-154 и Ту-134, совершенных 24 августа.
Как сообщает газета, оперативникам удалось выяснить, что взрывчатка, вероятнее всего, попала к террористам во время нападения на один из райотделов милиции Грозного. В начале лета этого года группа вооруженных боевиков взяла здание райотдела в кольцо и удерживала его в течение нескольких часов. Отступая, они угнали стоявший во дворе грузовик, в кузове которого находилось около полутонны взрывчатки и детонаторов. Партия взрывчатки предназначалась для нужд сосредоточенной в Чечне армейской группировки, а во дворе райотдела ее просто оставили на время. Большую часть груза составлял пластит #4, расфасованный в стандартные килограммовые брикеты, и пластит #7, упакованный в скрученные десятиметровые ленты. Пластитовые ленты используются для проделывания проходов в минных полях.
"Коммерсант" также пишет, что многие оперативники из штаба по расследованию теракта у метро "Рижская" выражают уверенность, что взорвавшая себя смертница - это Роза Нагаева. Считается, что 24 августа пассажирский Ту-134 взорвала террористка с документами жительницы Чечни Аманты (Аминат) Нагаевой. Как сообщали в минувшую субботу "Известия" со ссылкой на источники в правоохранительных органах, сестры Нагаевы, Сацита Джебирханова (террористка с документами на ее имя взорвала Ту-154) и Марьям Табурова 22 августа вчетвером сели на поезд, направлявшийся из Дагестана в Москву. Все четыре женщины занимались мелкой торговлей. О цели их поездки ничего не известно. Родственникам они объяснили, что едут в Баку за канцтоварами для перепродажи. Как пишет издание, в Москву была отправлена не только оперативная информация, но и фотографии всех четверых. Но эти сведения стали широко распространять только после взрыва у метро "Рижская". До этого они были доступны только узкому кругу оперативников.
С головой террористки, обнаруженной на козырьке метро, сейчас работают судебные медики и специалисты по макияжу одного из похоронных бюро, рассказал "Коммерсанту" один оперативник. От взрыва голова сильно пострадала. Но, не дожидаясь окончания процедуры реконструкции, оперативники уже говорят: "Их после самолетов оставалось две – Табурова и Роза Нагаева. Табурова тощая, а Нагаева толстая. Обгорелая ляжка шахидки толще твоей ноги в два раза, поверь на слово. Так что нечего здесь гадать, и так все ясно: Табурову искать надо".
Заместитель столичного прокурора Владимир Юдин 1 сентября официально заявил, что пока нет "процессуальных оснований для объединения в одно производство" уголовных дел о взрыве возле "Рижской" со взрывами автобусной остановки на Каширском шоссе и самолетов Ту-154 и Ту-134 в Ростовской и Тульской областях. Однако он добавил, что результаты по всем трем делам будут сравниваться. Юдин также признал существование угрозы нового теракта. 2 сентября он заявил Интерфаксу, что пока личность террористки с "Рижской" пока не установлена.
Между тем, накануне тот же "Коммерсант" со ссылкой на данные МВД Чечни отмечал, что ни у Сациты Джебирхановой, ни у сестер Нагаевых и их семей не было связей с ваххабитами. Оперативные проверки выявили, что у Джебирхановой действительно несколько лет назад был убит брат, но убили его не федералы, а местные "бандиты", заявили источники газеты. Брат Нагаевых Адлан отбывает срок в Германии за незаконный переход границы. Мстить всем трем женщинам было не за кого. Только у родственников Марьям Табуровой были связи с членами ваххабитского клана Ещуркаевых, известного в Курчалоевском районе. В РОВД района "Коммерсанту" заявили, что на допросе один из братьев Марьям Табуровой, в отличие от всех остальных родственников всех четырех подозреваемых, не исключил, что Марьям и ее подруги могли быть причастны к взрывам. "Но почему он так считает, объяснить толком не мог. Заявил только, что от незамужних женщин, которые не живут дома, а постоянно мотаются по рынкам между Грозным и Баку, можно ожидать чего угодно", - цитирует газета слова представителя РОВД.
Дословно
Сергей Гончаров
Вы знаете, я выскажу, может быть, такую крамольную мысль, но она у меня, как говорится, в голове сидит, и я ее хочу сказать, мне кажется, что то, что сейчас творится, это продолжение той цепи, которая началась еще с 21 августа, когда боевики дали бой в Грозном, помните, перед выборами. Потом два взрыва самолетов. После этого или, по крайней мере, в то же время взрыв на остановке на Каширке. И последнее, считали мы, - то, что произошло у метро 'Рижская'. И теперь то, что произошло в школе. То есть, боевики или бандиты, отморозки - я не могу даже назвать их другим каким-то словом, - они просто сейчас, на сегодняшний момент, начали террористическую атаку, если хотите, войну, именно теми акциями, которые сейчас у нас с вами происходят. Они хотят показать гражданам России, нам с вами, власти, то, что наши люди или россияне беззащитны, что в Грозном, где стоят федеральные войска, что на улице, что в самолете, что в метро, что в день знаний в школе.
'Эхо Москвы', 1.09.2004
Сергей Иванов
Это далеко не первый и, к сожалению большому, боюсь, не последний террористический акт. По существу, нам объявлена война. Война в другой форме, где противник невидим, где нет линии фронта.
НТВ, 01.09.2004