Версия следствия: сын - за отца
20-летний Артем Стефанов, подозреваемый в убийстве депутата Сергея Юшенкова, задержан на 48 часов. Об этом Интерфаксу сообщил источник в Генпрокуратуре. Тот же источник заявил: "У следствия есть основания подозревать, что и задержанный, и его отец, по некоторым данным, страдают психическим заболеванием".
Нашел свое подтверждение и мотив личной неприязни. В частности, в архиве газеты "Завтра" есть публикация от 27 мая 1997 года. Это рассказ Александра Стефанова о том, как он оказался в Бутырке. Стефанов-старший написал Юшенкову письмо с угрозами после того, как тогдашний министр обороны Павел Грачев назвал депутата "гаденышем" за его критику военных действий в Чечне. Сам Стефанов называет это письмо "дурацким" и считает, что оказался за решеткой потому, что "Юшенков побежал жаловаться в милицию". В итоге Стефанов был приговорен по ст. 193 УК РСФСР ("Угроза или насилие в отношении должностного лица или гражданина, выполняющего общественный долг") к 6 месяцам тюремного заключения. "У меня отняли не жизнь, - пишет он на страницах газеты "Завтра", - а остатки здоровья, что почти одно и то же". Воспоминаниям Стефанова предпослана редакционная статья, которая называет его "идейным зэком". Статья заканчивается так: "Публикуемые заметки мы тоже подшиваем к делу умертвителей России. И суд грядет!".
Видимо, анализируя угрозы, звучавшие в разные годы в адрес депутата, следствие и вышло на Александра Стефанова. Сына, надо полагать, забрали по возрастному признаку. Его совпадения с фотороботом весьма сомнительны.
Комментарий
Если говорить о фактах, то пока неопровержимо только одно: отец задержанного, Александр Стефанов, в феврале 1995 года написал депутату Сергею Юшенкову письмо с угрозами, за что был арестован и приговорен к 6 месяцам тюремного заключения. Из его публикации в газете "Завтра" нетрудно понять, какие чувства он испытывал к Юшенкову после всего пережитого. Ясно также, что г-н Стефанов отнюдь не был поборником демократии. Его симпатии на стороне покойного Константина Смирнова-Осташвили, агрессивного активиста национал-патриотического фронта "Память". Судя по всему, Стефанов-старший из той породы политически активных граждан, что расплачиваются за верность своей идее поврежденной психикой. Таких, к сожалению, в сегодняшней России с избытком. И разговор о том, кто состоит на учете в психдиспансере, а кто нет, в данном случае вторичен. Апологетами ненависти, нетерпимости и насилия могут быть вполне внешне приличные люди, с крепкой нервной системой. Стефановых науськивали и науськивают на "умертвителей России" (читай демократов) политики, депутаты, государственные мужи, редакторы газет, писатели, артисты, генералы. Подстрекателей хватает. Легко могут найтись и исполнители. Но при всем при том, лишь на основании угроз восьмилетней давности вязать человека, да к тому же объявлять его сына во всеуслышание главным подозреваемым - это по любому перебор.
Статьи по теме
В последний путь
В воскресенье похоронили Сергея Юшенкова. С утра гроб с телом покойного установили в зале Дворца молодежи. Прощание, митинг и погребение на Ваганьковском кладбище. Милиция явно готовилась к какой-то провокации - прошел слух, что столичные наци собираются шумно отметить день рождения фюрера. Но все обошлось. Проститься с Сергеем Юшенковым пришли в основном друзья по демократическому движению, депутаты из СПС, "Яблока". Верховную власть представлял спикер Думы. Ни одного представителя администрации президента, правительства, столичной мэрии в траурном зале замечено не было.
Время пугаться
Убийство Сергея Юшенкова произошло на смене мировых эпох, пока не очень заметной в России. Для нас же оно показывает, что ничего не меняется. Отношения внутри элиты построены на провокациях, сговорах и селекции посредством киллеров. Общественное мнение, не говоря уже о правоохранительных органах, бессильно. Вся надежда на то, что разумная часть элиты испугается раньше, чем встретится со своим селекционером. А то они там, наверху, убеждены, что на них пуля не отлита, как некогда полагали, что до них воронок не доедет.