Предъявлено обвинение по делу о катастрофе ЯК-42 в Ярославле
СКР предъявил обвинение бывшему заместителю генерального директора по организации летной работы авиакомпании "ЯК Сервис" Вадиму Тимофееву в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта), сообщается на официальном сайте ведомства. Тимофеев обвиняется по делу о катастрофе ЯК-42Д в аэропорту Ярославля, в результате которой погибла хоккейная команда местного "Локомотива". Наказание по этой статье предусматривает от 4 до 10 лет лишения свободы.
"Следствием установлены причины авиакатастрофы, произошедшей в сентябре 2011 года. Помимо нарушений в работе членов экипажа воздушного судна при выполнении взлета из аэропорта Туношна Ярославской области, установлено, что экипаж самолета был допущен к выполнению рейса сотрудниками эксплуатировавшей воздушное судно авиакомпании "ЯК Сервис" с грубейшими нарушениями правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта", говорится в сообщении. По версии следствия, Тимофеев отвечал за организацию летной работы и поддержание квалификации летного состава. Именно он обладал правом допуска экипажей к полетам и правом их отстранения в случае их ненадлежащей квалификации. Следователи установили, что экипаж был допущен Тимофеевым незаконно и на момент катастрофы не имел права выполнения самостоятельных полетов. Допуск командира судна был оформлен на основании сфальсифицированных документов, а второй пилот на тот момент не окончил переобучение на тип судна ЯК-42. Тимофееву было достоверно известно о непрохождении летным составом обучения, и, следовательно, отсутствие у экипажа полного объемы навыков для выполнения безопасного полета.
В день, когда произошла катастрофа, экипаж должен был проходить обучение, но вместо этого был назначен в полет. "При таких обстоятельствах Тимофеев не имел права доверять экипажу воздушного судна перевозку пассажиров и в случае добросовестного исполнения Тимофеевым своих трудовых обязанностей катастрофы, унесшей жизнь 44 человек, могло не произойти", - считает СКР.
"В настоящее время по уголовному делу допрошены в качестве свидетелей более 200 человек, проведено свыше 120 судебных экспертиз, объем уголовного дела составляет около 90 томов. В ближайшее время уголовное дело в отношении Тимофеева будет выделено в отдельное производство, действиям членов экипажа будет дана правовая оценка", - говорится в сообщении.
Непосредственной причиной катастрофы эксперты считают ошибку командира экипажа Андрея Соломенцева, которую он допустил при взлете. Как было установлено расследованием, на разгоне он непроизвольно притормозил самолет, поставив ступни на педали, а когда стал тянуть на себя штурвал, пытаясь оторвать тяжелую машину от земли, и вовсе уперся в них ногами что было силы.
Торможение на взлете - частое явление среди пилотов экипажей Як-42, переучившихся на новый тип с самолетов Як-40. Дело в том, что системы управления этими самолетами на разбеге схожи, у каждого из летчиков есть парные педали двойного назначения. Чтобы подкорректировать направление разбегающегося самолета, пилот нажимает нижнюю часть педалей, отклоняя так называемый руль направления в хвосте, а чтобы затормозить, давит ногой на верхнюю часть по аналогии с автомобилем. Однако есть и существенное различие: педали Як-40 имеют снизу специальные полочки-чашки под каблук, поэтому ноги в них можно как бы положить и держать постоянно, в то время как на Як-42 этих полочек нет. Многие летчики, привыкшие к удобным "чашкам" сорокового, предпочли сохранить старую позу, с ногами на педалях, и на новом типе, корректируя направление пятками.
Эксперты считают, что пилоты Як-42, командир Соломенцев, просидевший за штурвалом Як-40 более 5 тысяч часов, и второй пилот Игорь Жевелов, только что переучившийся на Як-42, взлетая из Туношны, сидели в привычных для себя позах – с ногами на педалях. Созданное кем-то из летчиков легкое притормаживание не привело бы к трагедии, однако на этот раз экипаж допустил целую серию роковых ошибок.
Командир неправильно рассчитал так называемую скорость принятия решения, а штурвал не был в нейтральном положении. В итоге первая попытка оторваться от земли не удалась, но командир принял решение продолжить взлет. Второй пилот оторвал машину от земли, только отклонив при этом руль высоты на 13 градусов в положение кабрирования. Чтобы обеспечить такое усилие на штурвале, ему пришлось уже не слегка, как на разбеге, а что есть мочи давить ногами на тормозные педали. Как только пикирующий момент от тормозов пропал, машина с задранным рулем высоты круто подняла нос, потеряла скорость и свалилась на левое крыло.