Большие дети - большие проблемы
Узнаешь последние новости – про похищения родителей видных и богатых нефтяников – и прежде чем начать думать над известным российским вопросом "кому выгодно?", мысленно сплевываешь через левое плечо: спасибо высшим силам, что не дали мне, грешной, ни нефти, ни денег, ни власти, ни влияния. Похищали уже брата одного из лукойловских начальников (он лично отбил брата у чеченцев), похищали ныне широко известного Кукуру. Но у кого ж на стариков-родителей рука-то поднялась? Есть же сволочи.
Разговаривала тут с одним нефтяным аналитиком. "Ты обрати внимание, – говорит он мне, - похищают родителей тех начальственных детей, чьи компании сейчас продаются". Понятное дело. Только что – с большим успехом – российское правительство продало почти 6 % акций "ЛУКОЙЛа". Отца вице-президента компании Вагита Шарифова, 79-летнего Сади Шарифова, похитили за день до аукциона, но на продажной цене это не отразилось. Только совсем немного опустились лукойловские акции на российском фондовом рынке, а продавали пакет через Лондон. И тут же выясняется, что похищена и мать вице-президента "Славнефти", 76-летняя Елена Ткебучава, – а аукцион по "Славнефти" у нас меньше чем через две недели. Тут совсем история странная – как выясняется, женщину похитили еще 16 ноября, информация о похищении поступила в правоохранительные органы Абхазии только 23 ноября, а публике об этом сообщили только вечером 4 декабря. Почему – непонятно.
Нефтяной аналитик цинично намекает, что похищения родителей именитых нефтяников – дело рук конкурентов. Дескать, посмотри: никого же ни в "Сибнефти", ини в "ЮКОСе", ни в ТНК, ни в "Сургутнефтегазе" не похитили, дай Бог всем здоровья, долгих лет и благополучия, – и не похитили, говорит аналитик, вовсе не потому, что у них лучше службы безопасности. Ко всем близким родственникам охрану не приставишь, да и не поможет это, если кому приспичит кого похитить. Так-то оно так, но... не то, чтобы не верится, а не хочется верить. Может, все-таки отморозки какие, банальные бандиты, похитили отца нефтяника в Грузии, а мать нефтяника – в Абхазии? Отца-то, оказывается, уже во второй раз похищают, и все из-за выкупа. Те, кто похищал его восемь лет назад, только-только откинулись – на них и первое подозрение.
Но опять же не верится. Только откинулись - и опять того же украли?
Конечно, некоторые подозрения возникают в связи с тем, что похитили и отца вице-"ЛУКОЙЛа", и мать вице-"Славнефти" в одном регионе. Есть уже предположения, что Елену Ткебучава уже вывезли в Грузию. То есть туда же, где похитили Сади Шарифова. Получается какой-то антироссийский антинефтяной грузинский заговор. Почуяли последствия этой версии и в Грузии, причем на самом верху. В четверг Эдуард Шеварднадзе – не из тучи гром – вдруг специально заявил через свою пресс-службу, что "отношения России и Грузии имеют большую перспективу", а с президентом Путиным у него, у Шеварднадзе, "установившиеся здоровые отношения и конструктивное сотрудничество". И стал настаивать на оформлении всеобъемлющего договора с Россией. "Ключ нашего сотрудничества лежит именно в этом договоре", - сказал Шеварднадзе. Чего ж это он такой ласковый?
Хотя родители нефтяников к Шеварднадзе никак не привязываются. Говорят, что стариков похитили, чтобы повлиять на определенные маршруты, нефтепотоки и т.д. Красивая, конечно, версия, но мало правдоподобная. На уровне вице-президентов, даже очень влиятельных, заинтересованных и обеспокоенных, такие вопросы не решаются. И далеко не всегда такие вопросы можно решить на уровне президентов крупнейших компаний – это ж геополитика, здесь без правительства и (или) спецслужб никак нельзя.
На что все это больше всего похоже, так это на дело о похищении вице-президента "ЛУКОЙЛа" Сергея Кукуры. До сих пор публике не объявили, что же с ним случилось: кто похитил, зачем, как освобождали и заплатили ли выкуп. Похоже, что случившееся с родителями известных нефтяников – это следствие дела Кукуры, по крайней мере одно из следствий. На примере Кукуры нефтяники – в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами – доказали, что с ними можно и нужно "решать вопросы" путем киднепинга. И все будет тип-топ: келейно, тихо, и никто ни о чем не узнает.
Статьи по теме
Большие дети - большие проблемы
Не успела публика опомниться от сообщения о похищении престарелого отца вице-президента "ЛУКОЙЛа", как стало известно, что жертвой киднепинга стала и мать одного из топ-менеджеров "Славнефти". Не связано ли это с продажей акций нефтяных компаний? Случайно ли, что оба преступления произошли в одном и том же регионе? Вероятно ли, что к ним причастны конкуренты "ЛУКОЙЛа" и "Славнефти"? На эти и другие вопросы отвечает Ольга Романова.
Почему "ЛУКОЙЛ" плохо охранял Кукуру
Таинственное похищение первого вице-президента "ЛУКОЙЛа" Сергея Кукуры породило множество версий. Наблюдатели говорят и о скрытых конфликтах внутри руководства крупнейшей нефтяной компании, и об острых противоречиях между "ЛУКОЙЛом" и его конкурентами. Упоминают, в частности, о курировавшемся Кукурой "гданьском проекте".
Не разбудите "ЛУКОЙЛ", я за Кукурой...
Если бы Кукура не был Кукурой, все было бы очень забавно. Человек, которого очень-очень странно похитили, на тринадцатый день самостоятельно является домой – как говорится, усталый, но довольный – и ложится отдыхать. Как в анекдоте: отец семейства после многодневного отсутствия ночью является домой, к нему на шею кидаются дети, а он, прижимая палец к губам, говорит: "Тс-с-с, не разбудите мать, я за гитарой..."
Гангстеры и при этом филантропы
Сведения о похитителях Сергея Кукуры посыпались как из рога изобилия. Известны их имена, фамилии, возраст, национальная принадлежность (два украинца, один армянин), род занятий (по крайней мере двое - бандиты). И эти люди, сообщают нам, отпустили пленного магната без всякого выкупа да еще снабдили на дорогу деньгами и одеждой.
"Славянка" прощается с государством
Олигархи думали, что государство продаст чуть менее 20 процентов акций "Славнефти", а Кремль решил – почти 75. Так государство выручит больше. Продадут на открытом аукционе, с приглашением западных аукционистов, с аукционным шагом в $20 млн. Это вам не "Связьинвест" со вскрыванием конвертов. Стартовая цена определена в $1,7 млрд. Эксперты верят, что цена взовьется на $2-3 млрд. Победитель получит 15 млн тонн нефти, добываемой предприятиями "Славнефти" в Поволжье, Сибири и на Ямале, месторождения с запасами примерно на 50 лет бесперебойной работы, Ярославский и Мозырский НПЗ и сбытовую сеть в двух десятках регионов России. Если "Славянку" не возьмет альянс "Сибнефти" и ТНК, то компания отойдет к "Сургутнефтегазу".