Закон об экономических санкциях в условиях международной чрезвычайной ситуации прошел первое чтение

Транспортная блокада Грузии. Фото с сайта РИА "Новости"
Госдума в среду приняла в первом чтении законопроект "О специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации", сообщает "Эхо Москвы". Документ создает правовую основу для оперативного реагирования на чрезвычайную ситуацию, возникшую в результате неправомерных действий со стороны иностранных государств и их резидентов. Президент получает право вводить санкции против любых лиц или государств по предложению обеих палат парламента, а также правительства.
В документе прописан перечень возможных санкций. В их числе - приостановление программ в области экономической, технической, военной помощи, запрет на финансовые и внешнеэкономические операции, запрет на заход в порты судов и на использование воздушного пространства России.
В проекте оговорено, что максимальный срок действия таких санкций не должен превышать четыре года, но при этом он может быть продлен еще на два года. Перечень мер и срок их действия устанавливает правительство на основании решения президента.
Эти санкции предлагается рассматривать как временные меры экономического характера, применяемые в целях устранения или минимизации угрозы здоровью, правам и свободам человека и гражданина и безопасности государства.
Ко второму чтению предлагается уточнить перечень санкций, внеся в него ограничения на туристическую деятельность и запрет на участие в международных научных программах.
Законопроект был внесен в Госдуму фракцией "Единая Россия". Документ появился спустя три недели после того, как Владимир Путин попросил депутатов дать правовое обеспечение экономическим санкциям в отношении Грузии. Документ не только легализует уже введенные санкции (запрет на продажу грузинского и молдавского алкоголя, латвийских шпрот и других продуктов), но и позволяет существенно расширить область их применения.
В документе дано и определение международной чрезвычайной ситуации: это "совокупность обстоятельств, представляющих угрозу здоровью, правам и свободам человека и гражданина и безопасности государства". При этом авторы законопроекта (главы думских комитетов по конституционному законодательству и кредитным организациям Владимир Плигин и Владислав Резник) признают, что дать исчерпывающее определение этого понятия вряд ли возможно.
Законопроект внесен от имени комитета Госдумы по финансовым рынкам. Между тем в этом комитет он не обсуждался, заявил ранее "Новым Известиям" зампред этого комитета Павел Медведев.


Дословно
Павел Медведев
Мы торгуем с другими странами не для того, чтобы доставить своим партнерам удовольствие, а потому, что нам это выгодно. Санкции, даже когда они обоснованны, неизбежно бьют и по той стране, которая их вводит. Зачем понадобился этот закон, если санкции де-факто и так уже действуют, я не очень понимаю. Вероятно, государство наметило какие-то новые жертвы.
"Новые Известия", 30.10.2006
Владимир Плигин
Последнее слово все равно остается за президентом, именно он дает такую оценку, и здесь нельзя исключить действие субъективного фактора.
ИТАР-ТАСС, 06.12.2006