Также: Культура, Кино

статья Да здравствуют игры, да здравствует разум!

Алина Крамер, 25.03.2002

Церемония вручения "Оскаров" завершилась. В этом году академики отступили от своего коронного правила "всем сестрам по серьгам", посему в итоге образовалось два явных аутсайдера - ничего не получили "Амели" и "В спальне". Поэтому обычные критические нападки на результаты самой главной гонки на выживание американского кино будут в этом году усилены дружным возмущением французской общественности и ехидными комментариями любителей интеллектуальных душераздирающих драм.

Причины подобного поведения академиков кроются во мраке. И если неудачу фильма Тодда Филда "В спальне" можно списать на слишком своеобразный и камерный характер семейного конфликта, то провал "Амели", изначально выдвинутой по пяти номинациям, понять невозможно. Отдав приз за лучший иностранный фильм боснийской картине "Ничья земля" Даниса Тановича, лучший французский фильм прошлого года даже не поощрили никаким техническим "Оскаром". Никто не сомневается в достоинствах работы боснийско-герцеговинских кинематографистов, но явный политический аспект подобного решения слегка раздражает.

Триумфатором этого года стали "Игры разума" Рона Хауарда, собравшие премии за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую женскую роль второго плана - Дженнифер Коннелли, лучший адаптированный сценарий - Акива Голдсман (автор сценариев провального "Бэтмена и Робина" и чуть более успешной "Практической магии"). Столько же "Оскаров", сколько "Игры разума", получил "Властелин колец" - но по важности награды за операторскую работу, лучшую оригинальную музыку, лучшие спецэффекты и лучший грим несравнимы с режиссерским и сценарными призами.

Как многие и предполагали, Рассел Кроу не получил ничего за роль сумасшедшего математика все в тех же "Играх разума" - но он вряд ли на что-либо рассчитывал после прошлогоднего приза за "Гладиатора".

Самыми неожиданными оказались призы за лучшие мужскую и женскую роли. Прежде всего, впервые за всю историю Киноакадемии приз за лучшую главную женскую роль получила афроамериканка. Можно представить, с какими чувствами поздравляла очаровательную Халли Берри знаменитая Вупи Голдберг, которую в свое время досталась лишь номинация за "Пурпурный цвет" Стивена Спилберга в 1985 году (правда, у нее есть "Оскар" за роль второго плана в фильме 1990 года "Привидение").

Кадр из фильма "Бал монстров" с сайта us.imdb.com

Вообще надо отметить, что академики в этом году нечаянно добились потрясающего результата - суперполиткорректные результаты актерского конкурса не вызывают ни малейшего раздражения. Дензел Вашингтон за дело получил "Оскар" за лучшую мужскую роль в "Тренировочном дне", хотя никто не рассчитывал на подобное вознаграждение за роль прожженного чернокожего полицейского, открывающего глаза на мир юному белому идеалисту. Вашингтон стал вторым - после Сиднея Пуатье - чернокожим актером, удостоенным этой награды, и символично, что самому Пуатье на той же церемонии вручили приз "за вклад в киноискусство". Таким образом, после того как Пуатье пробил для негритянских актеров в 1963 году саму возможность получить "Оскар", сорок лет спустя оба главных актерских приза забрали черный как смоль Вашингтон и светло-кофейная Халли Берри.

Остальные "Оскары" получили те, кто и должен был получить. Призы за лучшую работу художника и костюмы получил "Мулен-Руж" - и кому бы пришло в голову оспаривать подобное решение. Премию лучшему мультипликационному фильму, вручаемую впервые, получил всеобщий любимец "Шрек" - неотразимый зеленый людоед победил циклопа на ножках и мохнатое чудовище из "Корпорации монстров", которые единственные составляли ему конкуренцию.

Создатели "Корпорации" могут утешаться призом за лучшую песню Рэнди Ньюмана If I Didn't Have You. Звуковые премии поделили две истории о глобальных военных неудачах Америки - за лучший звук приз получил "Падение черного ястреба" Ридли Скотта (о полной неудаче американской попытки вмешаться в гражданскую войну в Сомали), а за лучший монтаж звука - "Перл-Харбор" Майкла Бэя. Работу звукооператоров простому зрителю сложно оценить, но сочетание заунывных возгласов муэдзинов с канонадой, под которое отстреливали американских солдат в Могадишо в "Черном ястребе", производит неизгладимое впечатление.

"Госфорд-парк" Роберта Олтмана, претендовавший на "Оскара" за фильм года, лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий, последнюю номинацию все-таки выиграл, обойдя невезучую "Амели" и загадочный "Помни".

"Оскар"-2002: победители в основных номинациях
ИНФОРМБЮРО: Вручение "Оскаров"
Цитаты по теме

Алина Крамер, 25.03.2002