Свита дядюшки О
Вот и опять все по новой. Ежегодное развлечение, именуемое "месяц между объявлением номинантов на премию Оскар и церемонией вручения", началось. И опять кинокритики будут строить прогнозы относительно предпочтений академиков в этом году, таблоиды - писать, как кто-то прыгал в туалете ресторана в Беверли-Хиллз, узнав, что его номинировали, а нормальные зрители - ждать самой церемонии, гуманно сокращаемой при телетрансляции.
Хотя давно известно, что академики - самый непредсказуемый народ на свете, в туалете кто-либо будет прыгать, только будучи абсолютно уверен в присутствии папарацци в соседней кабинке, а после окончания церемонии все будут ворчать и жаловаться на тоску, отсутствие интриги и вспоминать хитовые моменты прошлых лет - например, пролет Роберто Бениньи по креслам первых рядов. Или соревнование Стивена Содерберга в качестве режиссера "Траффика" с самим собой как режиссером "Эрин Брокович".
В этом году ничего такого ожидать не приходится - номинанты все люди серьезные, по креслам скакать будут вряд ли, даже учитывая галльский темперамент Жан-Пьера Жене, чья "Амели" номинирована сразу по пяти позициям (иностранный фильм, художник, оператор, звукорежиссер и оригинальный сценарий). И стахановцев в этом году тоже не наблюдается, за исключением Джона Уильямса, номинированного дважды - за озвучание историй про супермальчиков года - "Гарри Поттера" и "Искусственного интеллекта". Но соревнование композиторов, конечно, не вызывает такого ажиотажа, как режиссерские бои за заветную статуэтку. Хотя в этом году список соревнующихся оригинальных саундтреков вызывает некоторое удивление отсутствием Яна Тирсена с его прелестной музыкой все к той же "Амели". Если Miramax может выдвигать ее за лучший оригинальный сценарий и работу художника, то почему не может за музыку?
За самого важного дядюшку "Оскара" в этом году будут биться "Светлая голова" (в наш прокат этот фильм выйдет под названием "Игры разума") Рона Хауарда, "Госфорд-парк" саркастического патриарха Роберта Олтмана, "Мулен-Руж" База Лурмана, "В спальне" Тода Филда и "Властелин колец" Питера Джексона, переплюнувший всех по количеству номинаций - аж тринадцать штук. Получив, как и ожидалось, только одну актерскую номинацию (печальный маг Иэн Маккеллен в роли Гэндальфа - лучшая мужская роль второго плана), "Властелин колец" ударно выступил во всех технических - работа оператора и художника, спецэффекты, костюмы, звук, монтаж и грим. Плюс номинации за лучшую песню (Enya, "May It Be" - на самом деле, довольно занудная), лучшую музыку (Хауард Шор) и сценарий на основе литературного произведения. Плюс выдвижение Питера Джексона на "Оскар" за режиссуру как признание профессионального героизма: выпасать тысячную съемочную группу в течение года с лишним в Новой Зеландии - это дорогого стоит.
Два других основных претендента отстают от похождений хоббитов на несколько пунктов - и у "Мулен-Ружа", и у "Светлой головы" по 8 номинаций. Кроу, выдвинутого за главную роль в "Светлой голове", вряд ли что-нибудь светит после прошлогоднего "Оскара" за "Гладиатора", тем более что конкуренция у него действительно сильная - Шон Пенн с ролью умственно отсталого чадолюбивого родителя в "Меня зовут Сэм", Дензел Вашингтон, впервые сыгравший отрицательную роль в "Тренировочном дне", Уилл Смит, изображающий лучшего боксера всех времен и народов Кассиуса Клея в байопике "Али" и Томас Уилкинсон в многообещающей роли отца в "В спальне".
Смит пока слишком молод, Уилкинсон - англичанин и плохо известен в Америке, за роли плохих парней премируют редко, а вот Шон Пенн, конечно, давно заслужил награду, да и Киноакадемия давно не отмечала актеров в социально-правильных ролях смертельно больных или психически неполноценных персонажей. С другой стороны, в Пенне есть что-то такое, что плохо сочетается с главным фетишем американской киноиндустрии. Николь Кидман, выдвинутая на лучшую женскую роль за изображение певички Сатин в "Мулен-Руже", имеет лучшие перспективы, хотя неожиданно прорезавшийся драматический талант Холли Берри в "Бале монстров" и кавалерственная дама Джуди Денч в "Айрис" могут осложнить ее существование.
Одна из приятных особенностей нынешнего "Оскара" - чрезвычайное разнообразие номинированных фильмов. Среди потенциальных фильмов года - киноверсия классической фэнтези Джона Толкиена, экранизация биографии выдающегося математика, больного шизофренией, в "Светлой голове", ехидный "Госфорд-парк", вышедший в прокат со слоганом "Чай в четыре. Обед в восемь. Убийство в полночь", проповедующий постмодернистский извод романтического гламура "Мулен-Руж" и камерная драма "В спальне" Тода Филда.
Последний фильм - единственный из списка, который пока не ожидается в отечественном прокате, хотя, может быть, пять оскаровских номинаций, из которых парочка наверняка реализуется, и вдохновят российских прокатчиков. Поскольку драма оч-ч-чень камерная и вся про чувства, то ей досталось три актерские номинации из четырех возможных - лучшие мужская (Том Уилкинсон) и женская (Сисси Спейсек) главные роли, а также лучшая женская роль второго плана (Мариса Томей уже имеет одного такого "Оскара" за "Моего кузена Винни"). Тод Филд, кстати, сам весьма любопытный персонаж: джазмен, актер, игравший у Вуди Аллена в "Днях радио" и Стэнли Кубрика в "Широко закрытых глазах", сценарист и режиссер, любимец фестиваля независимого кино "Санденс". Любитель подробностей: "Когда я был ребенком, я был одержим фокусниками... волшебством маленьким и близким. Это интересует меня в кино. Маленькие моменты. Достижение чего-то, что не превосходило бы обычное состояние жизни".
"В спальне" - обычная американская история о приличной семье, в которой сын-первокурсник влюбляется в разведенную женщину старше себя, а главные проблемы начинаются, когда выясняется, что дама официально-то с мужем развестись еще и не успела. Памятуя о неспрогнозированном успехе Кевина Спейси в "Красоте по-американски", можно предположить, что или Спейсек, или Уилкинсону "Оскар" все-таки достанется. Гонка началась. Делайте ставки, господа, следующий раз возможность поставить на искусство вам представится только через год.
Статьи по теме
Свита дядюшки О
Среди потенциальных фильмов года - киноверсия классической фэнтези Джона Толкиена, экранизация биографии выдающегося математика, больного шизофренией, в "Играх разума", ехидный "Госфорд-парк", проповедующий постмодернистский извод романтического гламура "Мулен-Руж" и камерная драма "В спальне" Тода Филда.