Мишель Йо: "Тигр и Дракон" - это дерзкий ответ "Ангелам Чарли"
С гонконгской актрисой Мишель Йо, сыгравшей Шу Лень, подругу могучего воина Ли Му Бая, в удостоенном четырех "Оскаров" фильме "Крадущийся тигр, невидимый дракон" (совместное производство Китая, Гонконга, Тайваня и США), я встретилась в Лос-Анджелесе. К счастью, Мишель Йо разговаривала со мной не на мандаринском диалекте, а на чистом английском.
Г.Г.: Я была удивлена, каким эмоциональным оказался этот фильм - особенно когда вы поцеловали Чоу Юнь-Фата. Я почти никогда не видела такого в гонконгских картинах. Характеры в воинственно-художественных фильмах обычно сдержанные, сосредоточенные на борьбе, слишком целомудренные, чтобы выражать чувственное влечение.
М.Й.: Дело в том, что в большинстве гонконгских фильмов этого жанра никогда не показывали истинные эмоции героев. У моей героини Шу Лень довольно-таки сложный характер. В начале съемок режиссер фильма Энг Ли правильно сказал мне: "Ты - якорь фильма. Ты та, которая объединяет всех героев картины". Я подумала: "Почему я должна ждать двадцать лет, чтобы показать чувства моей героини, ее любовь к Ли Му Баю?". Сначала я решила, что это фильм о том периоде китайской истории, когда любовь была связана с жертвой, а мужчины и женщины были сдержанны в выражении своих чувств. Тогдашняя этика была основана на чести и преданности - даже по отношению к давно умершему человеку. Но потом я поняла, что ситуация моей героини во многом похожа на ту, в которой находятся многие современные женщины. Несчастная любовь никуда не делась, она по-прежнему соседствует со счастливой. У меня, к примеру, есть друг, который влюблен без надежды на взаимность. И тогда я подумала: "Если я буду знать, что искренне люблю кого-нибудь, то это будет прекрасно! И это не будет жертвоприношением. Это будет надеждой, что моя жизнь может измениться к лучшему".
Г.Г.: Кто помог вам вжиться в историю ваших героев?
М.Й.: Я могла часами слушать истории о Ли Му Бае и Шу Лень, которые рассказывал мне Энг Ли. Именно он помог мне понять взаимоотношения моих героев.
Г.Г.: Не было ли вам сложно работать в паре с представителем другой киношколы?
М.Й.: Я и Чоу Юнь-Фат хотели работать с Энгом Ли, потому что он режиссер с собственным видением. История, положенная в основу фильма, была близка нашим сердцам, и мы искренне желали, чтобы весь мир полюбил ее. Для Чоу Юнь-Фата это был шанс сыграть что-то иное по сравнению с фильмами Джона Ву, где он постоянно палит сразу из двух пистолетов. Я думаю, его вдохновила возможность появиться на экране в новом амплуа. Никто раньше не видел Чоу бритоголовым, да еще летающим с мечом в руке.
Г.Г.: Вы думаете, вы помогли Чоу Юнь-Фату справиться с его ролью?
М.Й.: Я думаю, мы помогли друг другу. Я старалась делиться своим опытом в освоении восточных единоборств. Заниматься ими для себя и воспроизводить их в кино - две разные вещи. Но у нас был Юэн Ву-пин, постановщик поединков в "Матрице", который научил нас очень многому.
Г.Г.: Как долго вы практиковались перед съемками?
М.Й.: Я тренировалась все время, но не для фильма. Занятия боевыми искусствами стали частью моей жизни. Они стали моей духовностью и жизненной философией. Гораздо труднее для меня оказалось говорить на мандаринском диалекте и овладеть элементами имперского этикета.
Г.Г.: Наверное, было нелегко осваивать незнакомый диалект и при этом постоянно находиться в движении?
М.Й.: Это была по-настоящему тяжелая работа. Для меня это было как выучить другой язык. Но я сказала себе: "Я просто должна потратить больше времени, чем обычно, чтобы выучить свою роль". У меня был преподаватель языка. Он произносил мои слова, писал их для меня, и я запоминала. И так случилось, что моя роль стала частью моего характера. Во время съемок я не задумывалась над словами: я их знала назубок.
Г.Г.: Насколько я знаю, вы не показывали свое владение восточными единоборствами в американских фильмах, кроме "Ангелов Чарли".
М.Й.: Правильно, "Тигр и Дракон" - это дерзкий ответ "Ангелам Чарли". Это тоже боевик, но более серьезный. В Азии я снялась во многих фильмах, где демонстрируется физическое и духовное совершенство женщины, ее сила. Эти фильмы вовсе не стремятся проповедовать феминизм. Я думаю, что нужно создавать больше фильмов, главными героинями которых станут волевые женщины. Но пока мужчины предлагают нам совсем другие роли. Когда же они видят женщину в боевике, они задают вопрос: "С какой стати женщина этим занимается?"
Г.Г.: Вы всегда были атлеткой. Представляли ли вы себя играющей в боевике?
М.Й.: Я никогда не думала, что стану актрисой. Моей первой любовью был танец, и я хотела быть учителем танцев. У меня даже был план вернуться на родину, в Малайзию, и открыть собственную школу танцев. Я также хотела получить специальный диплом по боевым искусствам в Гонконге. Знаете, когда вы молоды и весь мир перед вами, вы хотите делать все сразу. В конце концов я поняла, что боевые искусства не менее выразительны, чем танец, и что ими можно увлечь аудиторию не хуже, чем танцем, - как на сцене, так и в кино.
Г.Г.: Большинство зрителей знают вас по фильму "Завтра не умрет никогда" и воспринимают вас как партнершу Джеймса Бонда.
М.Й.: Я уверена, что каждый, кто посмотрел этот фильм, понял, что моя героиня была достойна "самого" Джеймса Бонда.
Г.Г.: Я читала, что вы собираетесь снимать еще одного "Тигра".
М.Й.: Кто-то спросил Энга Ли, будет ли он снимать продолжение "Тигра". Он ответил, что продолжения этой истории не будет. Он уже все сказал. У нас действительно есть не использованный в фильме материал о Шу Лень и Ли Му Бае. Энг Ли сказал, что он нашел кого-то на Тайване, кто работает сейчас над сценарием, в основу которого будет положена история, предшествующая истории "Тигра и Дракона".
Г.Г.: Вы хотите сыграть в этом фильме?
М.Й.: Я с удовольствием буду опять работать с Энгом Ли. Я думаю, это был один из самых лучших опытов в моей жизни, несмотря на все трудности. Я отдала этому фильму все что могла - и как актриса, и как человек. И я готова делать еще одного "Тигра", который также окажется хитом.
Г.Г.: Я слышала, вы ведете переговоры об участии в съемках сиквела "Матрицы".
М.Й.: Да, мой агент разговаривал с продюсером "Матрицы". Пока в отношении этого проекта еще много вопросов. Один из них связан с моим переездом в Голливуд. Я думаю, это мне не очень нужно. Честно говоря, я больше хочу сниматься в азиатских фильмах. Вы могли заметить, что в последнее время люди хотят больше знать о других культурах, в особенности о Востоке. Так что для меня есть возможность быть рядом с моей семьей и продолжать работать в кино. Это поможет мне не забывать, кто я и откуда я родом. Я надеюсь на более активное сотрудничество между Гонконгом и Голливудом. Мне кажется, что многие голливудские проекты будут реализовываться в Азии. И это прекрасно, что я буду там, чтобы принять в них участие.