Схватка гладиатора с тигром и драконом
Семьдесят третья церемония вручения премии Американской киноакадемии необычна по многим показателям. Начать можно с лидера по числу номинаций (12) - "Гладиатора". Как правило, подобные чисто зрелищные, развлекательные голливудские картины получают номинации в категориях "второго плана", увязанных не с художественным качеством, а с профессией. В этой области развивается отдельная, параллельная основной интрига (недавний пример - прошлогодняя схватка "Звездных войн" с "Матрицей" и оглушительная победа "Матрицы").
Собственно, и на этот раз таких номинантов хватает: "Клетка" и "Гринч" будут сражаться за "лучший грим", "Патриот" и "U-571" - за "лучший звук", "Идеальный шторм" и "Невидимка" - за "визуальные эффекты". Однако фильм той же когорты получил 12 номинаций, в числе которых - две "актерских", режиссура, сценарий, лучший фильм... Ридли Скотт, режиссер "Гладиатора", не новичок на оскаровской церемонии и даже однажды был выдвинут - безуспешно - за самый интеллектуальный фильм, "Тельму и Луизу". Остальные же его фильмы чаще были героями бокс-оффиса, нежели "Оскаров": "Чужой" и "Бегущий по лезвию бритвы" стали классикой именно развлекательного кино.
Однако едва ли не большей сенсацией стали 10 номинаций "Крадущегося тигра, невидимого дракона". Фильм китайско-тайваньского производства на мандаринском диалекте уже получил огромное количество наград на фестивалях всего мира, включая чопорную английскую БАФТу, хотя был проигнорирован в Каннах и провалился в прокате в Азии. Зато в США шел на ура, и даже получил награду Гильдии кинорежиссеров, что практически гарантирует режиссерский "Оскар" постановщику Энгу Ли, давно работающему в Голливуде и известному "Чувствами и разумом" и "Ледяным штормом". Здесь развлекательная составляющая (густо приправленные компьютером боевые искусства и сказочно-мифологический сюжет) совмещена со спекуляциями на тему восточной философии, что в конечном итоге и принесло впервые в истории премии столько номинаций неанглоязычной картине (предыдущий рекорд принадлежал фильму "Жизнь прекрасна" Роберто Бениньи). Дело дошло даже до абсурдного сосуществования номинаций на "лучший фильм года" и "лучший иноязычный фильм года" - а ну как получит обе?
Еще одна особенность Оскаров-2001 - обилие номинаций для обласканных критикой сразу двух фильмов плодовитого Стивена Содерберга - "Трафик" и "Эрин Брокович". Многочисленные "Золотые глобусы", восторженная критика на недавнем Берлинском фестивале и приз Бенисио дель Торо за лучшую мужскую роль, а затем четыре приза обоим фильмам от Актерской гильдии США: как лучшему актеру тому же дель Торо, актрисе - Джулии Робертс (эта награда и номинация на Оскар - едва ли не первый случай, когда "красотку" воспринимают всерьез критики и коллеги по цеху), актеру второго плана Алберту Финни ("Эрин Брокович") и, наконец, всему актерскому ансамблю "Трафика". Кроме соответствующих актерских номинаций, обе картины Содерберга номинированы по категориям "сценарий", "режиссура" и "лучший фильм", причем в двух последних случаях в пятерке дважды обозначена одна и та же фамилия.
Такой триумф Содерберга показателен: каннский баловень, получивший за дебютную картину Золотую пальмовую ветвь 12 лет тому назад ("Секс, ложь и видео") и лишь однажды за все это время выдвигавшийся на "Оскар" - за сценарий того же фильма, - наконец-то опомнился и повернул свой несомненный талант в подходящее русло. Вместо эстетских ("Кафка") или приключенческих ("Вне поля зрения") картин Содерберг теперь снимает проблемные ленты о наркоторговле и экологии, за что вознагражден сполна.
Фильмы Содерберга - тот максимальный уровень авторского кино, который допущен в этом году на оскаровскую церемонию. С прошлым годом, где фигурировала "Магнолия" и лидировала "Красота по-американски", никакого сравнения. Претендующий на уровень европейской арт-хаусной кинематографии фильм Филиппа Кауфмана "Перья" (в российском прокате - "Перо маркиза де Сада") получил лишь одну номинацию "первого ряда" - за лучшую мужскую роль для Джеффри Раша. Остальные - работа художника и костюмы. Точно так же иронический мюзикл братьев Коэнов "О, где же ты, брат?" кроме профессиональной номинации - операторская работа - заслужил номинацию за адаптированный сценарий, что трудно воспринимать всерьез: речь идет о весьма вольной интерпретации "Одиссеи" Гомера.
Нельзя не отметить выдвижение на премию за лучшую мужскую роль второго плана гуру независимого кино Уильяма Дэфо - роль вампира в фильме "Тень вампира" - и великолепной Эллен Берстин за "Реквием по мечте": одна из самых удачных работ актрисы, пять раз номинировавшейся на "Оскар" и получившей его за "Алиса здесь больше не живет", в новом фильме независимого молодого режиссера Дэррена Аронофски, бесспорно, заслуживает награды.
Что касается Европы, то - уникальный случай - "Оскар" за мужскую роль у гладиатора Рассела Кроу, маркиза Джеффри Раша и робинзона Тома Хэнкса попытается оспорить испанец Хавьер Бардем, сыгравший в фильме "Прежде, чем наступит ночь" кубинского писателя-гомосексуалиста. Как и ожидалось, главная европейская картина года "Танцующая в темноте" получила лишь номинацию за лучшую песню, "I've seen it all". Зато на церемонии выступит Бьорк.