Также: Культура, Кино

статья Свитер для любимого

<a href="mailto:[email protected]" >Алексей Мунипов</a>, 18.01.2001

"Шири" - первейший южнокорейский блокбастер, опередивший по сборам даже "Титаник". Критики уже успели объявить, что режиссер Кан Чжэ Гю возродил жанр традиционного "экшн", где главное - кто и с какой физиономией пуляет в противника. Герой бежит, герой стреляет, одним махом семерых убивахом, летят пули, взрываются небоскребы, и друг умирает на руках у друга.

Сюжет шпионской истории таков: где-то в Северной Корее проходит подготовку зловещий "восьмой отряд", готовящий знатных головорезов с неугасимым пламенем в глазах. Головорезы желают наказать Корею Южную за гамбургеры и колу, за шоппинг-моллы и мультиплексы, за то, что в Сеуле гуляют по проспектам парочки, а в Пхеньяне братушки помирают, ухи просят. Наказать довольно странным образом: взорвать стадион, где как раз играет объединенная команда Севера и Юга (правда, не сказано с кем), а президенты двух стран мирно сидят на приступочке в окружении мрачных охранников и обсуждают планы объединения. Злодеи тоже желают объединения, но в лицемерные переговоры отчего-то не верят и хотят, чтобы все было наверняка: стадион рванет, политиков в клочья, и - война без конца и без края, за единую Корею, последняя, беспощадная. Сомненья прочь, уходит в ночь северокорейский спецназ, а в рюкзачках - особая взрывчатка, что цветом как вода, вкусом как вода, ни одним детектором не определяется, но стоит ее нагреть и осветить, как bo-om - и Сеула нет.

А по нашу сторону - два молодца из южнокорейских спецслужб, добрые, славные и бесстрашные, что стоят до последней капли крови на страже буржуазных ценностей, охраняют не щадя живота сеульских окон негасимый свет. Кто там в малиновом берете упер секретную взрывчатку из секретных лабораторий? Кто там лущит наших парней? Да не та ли неуловимая бестия Ли Пан Хи? Да не тот ли ублюдок, что доставал нас еще три года назад? И пошла писать губерния - все трещит и рушится, счет трупов на десятки, на сотни, всяк не то, чем кажется, под простыней у тебя микрофон, под одеялом - шпион, за спиной - взвод с минометом, а жить так хочется, ребята.

Доживут не все: погибнет друг, умрет любовь, сдохнет золотая рыбка, но мир окажется спасен. Возможно, на пути к светлому будущему мы потеряем и некоторое количество неподготовленных зрителей, тех, что пошли на "Шири", ожидая зрелища в духе "Mission Impossible". Все так, все верно, "Шири" - точно скроенный и грамотно сделанный боевик, где лучшие кадры, как и положено, заняты перестрелками, а вовсе не разговорами. Но вот разобраться в хитросплетениях сюжета не всем окажется не под силу: корейцы на наш европейский взгляд уж очень похожи, да и трехсложные имена запомнить непросто, и потому уже через пять минут Чана путаешь с Паком, одного детектива с другим, а когда выясняется, что главная героиня, неуловимая Ли Пан Хи (чья подпольная кличка "Шири" и выбрана в качестве названия фильма) сделала себе пластическую операцию и теперь ходит под другим именем и с другим лицом, становится и вовсе страшновато - помните знаменитый бой Брюса Ли в зале, полном зеркал?

К тому же обещанная чистота жанра впечатлительному зрителю может показаться хуже воровства: слишком часто и безоглядно режиссер закрывает глаза на детали. В европейском "экшне" этот прием и вправду срабатывает - кто там будет ловить сценариста на нестыковках и жизненной неправде, когда действие уж давно умчалось галопом в неведомые дали - но тут есть места, которые уж совсем ни в какие ворота: отчаявшись запомнить, кто из героев кто, зритель поневоле обратит внимание на неизменные часы с громадным красным циферблатом, которые невесть откуда появились в запаянной колбе со взрывчаткой; на то, что кульминационные пять минут длятся чуть ли не полчаса, а секунда идет за десять; на нелепые для нашего уха диалоги и общую расхристанность сюжета. Впрочем, эти детали легко можно списать на специфику азиатских лент, которые европейскому зрителю всегда кажутся алогичными и отмороженными (ведь за это их и любят - вспомним Такэси Китано).

Но я остался и всплакнул в конце: выживший детектив, славный парень, открывает коробку, а там - свежесвязанный свитер, подарок от любимой, что осталась лежать с пулей в голове на холодном асфальте. Наступит день, и спецназ побратается, перестанут гибнуть парни и девчата - но, кажется, пока корейские режиссеры не очень-то в это верят.

<a href="mailto:[email protected]" >Алексей Мунипов</a>, 18.01.2001