Выйти из резервации
Больше всего французское кино похоже на ребенка из хорошей семьи, которого обрядили в матроску, поставили на табуретку и заставили перед гостями исполнять песню про светлячка. При всем разнообразии жанров и имен галльский дух в кино угадывается безошибочно: французы стараются. За каждым кадром, каждым жестом чувствуется невольное охорашивание: а нравлюсь ли я взрослым? Если берутся за жанр "национального блокбастера", какого-нибудь "Астерикса" или "Видока", то непременно начинают доказывать, что получилось не хуже, чем в Голливуде, а во французском прокате фильм собрал больше, чем "Титаник". Если снимают кино авторское, модное и продвинутое, вроде недавнего "Приключения трупа" Жан-Жака Бенекса, то обязательно позаботятся о том, чтобы каждая цитата была на виду, во всем закавыченном великолепии: вот это сухое дерево - из хичкоковских кошмаров, а эта мелодия, которую насвистывает слепой, звучала у Фрица Ланга.
Французское кино озабочено - своей репутацией, культурной значимостью, успехом, престижем, и эта озабоченность убивает последние остатки французской легкости. Такова плата за самую прогрессивную в мире государственную культурную политику - дотации на производство фильмов, протекционизм в сфере проката, немыслимо щедрые стипендии и гранты для выпускников киношкол. Родовая травма современного французского кино - в его зависимости от государства, которое постоянно твердит об опасностях американской экспансии и тем самым провоцирует культурную паранойю. Взрослые дяди, слушающие мальчика в матроске, - это чиновники Министерства культуры, патриархи кинокритики, рассуждающие на страницах Cahiers du Cinema о "кризисе репрезентации" и давно утратившие способность отличать хорошее кино от плохого, отборщики Каннского кинофестиваля...
С каннскими эмиссарами вообще отдельная история. Четыре французских фильма в каннском конкурсе этого года - это слезы и скрежет зубовный. "Роберто Сукко" - фильм неглупого вроде бы режиссера Седрика Кана - снят явно для Cahiers du сinema. Тут тебе и "нулевая степень письма", и авторская отстраненность, и отказ от моральных оценок. Но свое психопатологическое исследование личности маньяка режиссер сделал настолько "объективным", что вместе с психологией и моралью отказался от логики, правдоподобия и сюжета. Катрин Корсини в "Репетиции" в очередной раз терзала тему "отношений" - с ревностью, завистью, гордостью и непременной лесбийской сценой. Франсуа Дюпейрон показал "Офицерскую палату" - живописный, но пресный исторический романс времен первой мировой войны, место которому в вечернем эфире канала "Культура", но никак не на главном кинофестивале мира. И лишь патриарх Жак Риветт не разочаровал любовной комедией "Поди знай" (Va savoir), но уж точно и не удивил. Французских фильмов, в которых несколько персонажей вступают в сложные эротические взаимоотношения и вдумчиво комментируют каждый свой шаг, бродя по набережным Сены или сидя в кафе, мы насмотрелись достаточно. А пока разморенные критики дремали в огромном Дворце фестивалей, публика осаждала крошечные залы кинорынка, где, растолкав локтями конкурентов, можно было увидеть самый забавный, легкий, остроумный и коммерчески успешный французский фильм последних лет - "Амели" Жан-Пьера Жене.
То, что "Амели" демонстративно не пригласили на Каннский фестиваль, - это даже не глупость, а какое-то самоубийственное упрямство. Ведь это не просто хороший фильм - это фильм, возвращающий веру во французский bel esprit, в то, что пресловутая галльская легкость не окончательно выродилась в легковесность и глупость. Вот только в Cahiers du cinema о нем толком не напишешь. О чем писать? О волшебных совпадениях, маленьких чудесах и садовых гномах? Несолидно получается.
За последние пару лет появилось несколько фильмов, которые дают надежду на скорый выход французского кино из добровольного заточения в культурной резервации: "Гарри - друг, который желает вам добра" Доминика Моля, "Под песком" Франсуа Озона, "По вине Вольтера" Абделя Кешиша, "Что ни день, то неприятности" Клэр Дени... Это фильмы взрослых и умных людей, а не инфантильных психопатов, боящихся конкуренции с Голливудом и смертельно завидующих ему. Даст бог, со временем таких фильмов станет больше.
Статьи по теме
Выйти из резервации
За последние пару лет появилось несколько фильмов, которые дают надежду на скорый выход французского кино из добровольного заточения в культурной резервации: "Гарри - друг, который желает вам добра" Доминика Моля, "Под песком" Франсуа Озона, "По вине Вольтера" Абделя Кешиша, "Что ни день, то неприятности" Клэр Дени... Это фильмы взрослых и умных людей, а не инфантильных психопатов, боящихся конкуренции с Голливудом и смертельно завидующих ему. Даст бог, со временем таких фильмов станет больше.