Антиеврейский вопрос
![Лев Рубинштейн. Фото Евгении Михеевой/Грани.Ру Лев Рубинштейн. Фото Евгении Михеевой/Грани.Ру](/files/62031.jpg)
Лев Рубинштейн. Фото Евгении Михеевой/Грани.Ру
В шумном дискуссионном пространстве последних дней доминирует тема Украины. А в разговорах на эту тему с повышенной частотой выскакивает слово "национализм" со всеми его производными.
Я скажу сразу, что национализм я не люблю. Любой. Хотя, разумеется, отличаю национализм имперского типа от антиимперского и не ставлю их на одну доску.
Но не люблю никакой. Прежде всего потому, что национализм не современен, он архаичен. Поэтому, кстати, и столь соблазнителен.
А любая архаика интересна и даже ценна лишь как объект исторического осмысления или художественной стилизации. А как мотивация актуальной практики - хоть социальной, хоть культурной, хоть политической – она в лучшем случае комически провинциальна, а в худшем - деструктивна и опасна для нравственного и интеллектуального здоровья общества.
Чаще всего в этих горячих спорах возникает, конечно, "еврейский вопрос" - куда ж без него. И чаще всего на эти хронически болевые точки нажимают люди, сами в той или иной мере зараженные старинным вирусом юдофобии. Более или менее те же самые, кто в списках действующих лиц отечественной истории радостно подчеркивает красным карандашом фамилии, заканчивающиеся не на "-ов" или "-ин", а на "-ман" или "-берг". Это в основном те, для кого юдофобия местного разлива - это "патриотизм", а чужая юдофобия – это "фашизм" и вообще "бандеровщина". Вроде как у нас разведчики, а у них шпионы. Если там кто-нибудь о чем-нибудь таком заикнется, то они загораются священным гуманистическом огнем. А здесь – пожалуйста, можно и про "абажуры". А чо, все свои.
Их, видите ли, страшно беспокоит антисемитизм. Прям спать не могут, расчесывая его до крови. Но это дело их беспокоит исключительно в других местах, а не в тех, где они живут сами и где им не дают уснуть другие, так сказать, симметричные чувства.
Они любят горестно сокрушаться по поводу того, что как же вы, мол, дорогой и любимый наш еврей, можете позволить себе сочувствовать, допустим, жителям Литвы или Украины, в то время как там в годы войны и немецкой оккупации... ну, понятно. И если бы не товарищ Сталин и не его полководческий гений... дальше тоже понятно.
Но повышенное беспокойство доносится и с других берегов. Из Израиля до меня дошел патетический вопрос: "Вы сами понимаете, кому вы сочувствуете? Вы не понимаете, что ли, что там на Майдане всем верховодят национал-социалисты и зоологические антисемиты? Вы что, не видите? Вы хоть вспомнили бы о своей национальной принадлежности".
Почему же не помню, скажу я, помню, конечно. А если вдруг невзначай забуду, то мне кто-нибудь тотчас же об этом и напомнит. Хоть с того берега, хоть с другого.
Но, видимо, моя натура несколько ущербна, а памяти свойственно фатальное неумение сосредоточиваться на одной, но пламенной страсти. Ей, моей памяти, свойственно непозволительно распыляться и разбрасываться на разные пустяки.
Поэтому я помню не только о своей национальной принадлежности, но также (и даже в гораздо большей степени) о своей принадлежности, например, к человечеству или, допустим, к исторической судьбе той страны, где я родился, вырос и живу, а также к тому языку, на котором я думаю, говорю и пишу, к культурному и профессиональному сообществу, а также и к множеству прочих сообществ и социальных групп.
А еще я не могу и даже не хочу заставить себя помнить лишь о собственной национальной принадлежности, забывая при этом о чужой принадлежности и о тех, кто о ней тоже помнит.
В то, что на киевском Майдане среди прочих существуют люди, с готовностью включающие "жида" или "кацапа" или по крайней мере прячущие эти камушки за пазухой, я не просто верю - я даже в этом ничуть и не сомневаюсь. А есть там и другие. А есть там, извините, и вообще евреи. И мусульмане там есть. И националисты. И космополиты. И кто угодно еще. Все там есть. Первым из погибших в этих драматических событиях был, например, молодой человек с армянской фамилией. И его имя навсегда станет одним из символов свободной Украины.
Так же было и в августе 91-го года в толпе у Белого дома. Там мирно, дружно и азартно строили общие баррикады люди, которые в "мирной жизни" никогда и близко не подошли бы друг к другу. А если бы и подошли, то только с намерением подраться.
Да, так иногда бывает. Возникает иногда вдруг помимо нас и наших частных интересов, взглядов, устремлений и "принадлежностей" общее дело такого масштаба и такой пронзительной ясности, что оно способно объединить и сплотить, пусть даже и на короткое время, совсем, мягко говоря, разных людей.
Мой отец, прошедший войну с первого до последнего дня, рассказывал о том, как многократно сталкивался с откровенным антисемитизмом со стороны однополчан. Пару раз приходилось даже и драться. Но чаще это носило относительно мирный характер и, как правило, укладывалось в бессмертную формулу "Хороший ты, Сенька, мужик, хоть и еврей".
Но они все равно воевали вместе. И вместе рисковали жизнью. И выручали друг друга. И вместе пили свои фронтовые сто грамм. Хотя и суть, и значение, и долгожданный исход этой войны не все трактовали одинаково.
"Сравнили тоже! - скажет кто-нибудь. - Так то война!" Вот и я о том же.
![Комментарии](/assets/sys/comments-4ce9f8911625360bc1ad61ae3f167214aa24c031531ba96f95485e8530d078d1.png)
![Оставить комментарий](/assets/sys/comment-a1e7d43b171d927d9a8a8e2caaf3a60474d3822dc4313769fd759d64289593cd.png)
Статьи по теме
![Митинг в поддержку Майдана у украинского посольства в Тель-Авиве. Фото: belisrael.info Митинг в поддержку Майдана у украинского посольства в Тель-Авиве. Фото: belisrael.info](/files/small/73194.jpg)
Страха ради иудейска
Российская госпропаганда активно разыгрывает еврейскую карту в связи с событиями на Украине. Тех, кто сочувствует Майдану, пугают разгулом антисемитизма. Кто стоит за двумя нападениями у киевской синагоги в середине января? Кому выгодны антисемитские страшилки? Что сулит украинским евреям Майдан? Читайте мнения экспертов.
![Лев Рубинштейн. Фото Грани.Ру Лев Рубинштейн. Фото Грани.Ру](/files/small/41748.jpg)
Украинский акцент
Украина для меня совсем не чужое место. Заманчивое слово "Украина" сопровождало меня все мое московское детство. И эту страну я привык воспринимать и принимать близко к сердцу даже не через Гоголя или Шевченко, а скорее через семейные предания, полузабытые истории и частные проявления, которые оказываются ничуть не слабее великой литературы.
![Лев Рубинштейн. Фото А.Карпюк/Грани.Ру Лев Рубинштейн. Фото А.Карпюк/Грани.Ру](/files/small/37438.jpg)
Духовная разность
Сознательные и ответственные граждане Украины уже доказали, что рабами они никогда не будут. Больше никогда. И в этом глубинное отличие Украины от моей несчастной родины, при всем сходстве языков и исторических судеб. Украина и моя родина отличны друг от друга примерно в той же мере, в какой различны в понимании своего долга и предназначения украинские и российские духовные лица.
![Лев Рубинштейн. Фото А.Карпюк/Грани.Ру Лев Рубинштейн. Фото А.Карпюк/Грани.Ру](/files/small/38747.jpg)
Бабушкины сказки
Первой отсмеялась Нюра и, вытирая слезы, сказала: "Ой, не могу! Сама себя еврейкой назвала. Мосевна, ты что ж такое говоришь! Ты ж хороша баба, хоть и городска! Кака ж ты еврейка-то! Ну насмешила! Я прям чуть не обоссалася!"
![Лев Рубинштейн. Фото Граней.Ру Лев Рубинштейн. Фото Граней.Ру](/files/small/26654.jpg)
Лучше иметь дружбу всегда
С любовью разобрались. Но еще осталась дружба. С дружбой, впрочем, в свое время основательно поработало другое государство - советское. Была, была дружба в советские годы, цвела она пышным цветом и щедро подкармливалась родным государством.