1974 год. Разгон "бульдозерной" выставки
45 лет назад, 15 сентября 1974 года, с помощью бульдозеров была снесена небольшая выставка художников-нонконформистов у метро "Беляево".
Группа художников, не входивших в официальные советские художественные союзы и организации, договорилась показать свои работы всем желающим на опушке Битцевского лесопарка в Беляеве. Инициаторами показа выступили коллекционер Александр Глезер и 13 художников: Оскар Рабин, Валентин Воробьев, Юрий Жарких, Виталий Комар, Александр Меламид, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Евгений Рухин, Александр Рабин, Василий Ситников, Игорь Холин, Борух Штейнберг и Надежда Эльская.
На выставке присутствовало примерно 20 художников и группа наблюдателей, которая состояла из родственников и друзей художников, а также западных журналистов и дипломатов. Когда они подошли к пустырю, то увидели там машины с саженцами и одетых в рабочую форму людей, которые стали кричать, что, дескать, пришли хулиганы, которые мешают им сажать деревья. Примерно через полчаса появились три бульдозера, поливальные машины, самосвалы и около сотни милиционеров в штатском, которые стали теснить художников и собравшихся зрителей. Часть картин была конфискована.
Статьи по теме
Чебурашки на гусеницах
Хорошо помню: это было в воскресенье. А утром в понедельник весь мир узнал о субботнике по озеленению малоприметного пустыря на окраине столицы. И разразился невероятный по масштабам международный скандал. Прошло с тех пор 35 лет, а мне до сих вспоминаются эти игривые чебурашки.
Старые песни главных
В этот раз песня прозвучала примерно так: "Почему под современным искусством понимается только что-то абстрактное, кубическое или корявое, вплоть до груды кирпича, которая на самом деле является невероятной инсталляцией?" И говорит это не вполне частное лицо, а какой-никакой министр. К тому же не тяжелого, к примеру, машиностроения, а, прямо скажем, культуры.
Авторитарный соавтор
Эксперты чешут репу: мол, эти козлы собираются еще раз судить девушек, теперь уже за экстремизм, что ли? А зрители скачивают и выставляют песенки, которые поначалу воспринимались как безыскусные шалости простодушных дев, но благодаря мощной государственной поддержке поднялись до заоблачных высот. Такова сила современного искусства.
Выбор артиста
В культурном сообществе возник яростный спор о том, как относиться к тем, кто согласился на роль так называемых доверенных лиц. Спор этот протекает в довольно широком диапазоне - от граничащего с проклятиями бескомпромиссного осуждения до благодушного "каждый человек имеет право, и мы должны это право уважать"
Сцены из нынешних времен
Такой зритель оскорбляется не потому, что его чувства оскорблены, а потому, что они задеты. Он возмущается. Он говорит: "Мы тут с супругой сходили в театр, чтобы отдохнуть, а нам тут вон чего показывают. Верните деньги за билет. Или нет, денег не надо. Лучше привлеките режиссера к уголовной ответственности".