В Большом театре вручены премии "Золотая Маска"
В Большом театре прошло награждение лауреатов 10-го юбилейного фестиваля "Золотая Маска". Как сообщила обозреватель Граней.Ру Юлия Галямина, вели церемонию Илзе Лиепа и Эдуард Бояков.
В области балета большинство масок собрал московский Большой театр:
Титул "Лучшая балерина" получила Мария Александрова ("Светлый ручей", Большой театр, Москва).
"Лучшим танцором" признан Сергей Филин ("Светлый ручей", Большой театр, Москва).
"Лучший балетмейстер" - Алексей Ратманский ("Светлый ручей", Большой театр, Москва).
"Лучший спектакль современного танца" - "Весна священная" ("Камерный балет", Москва).
"Лучший спектакль классического балета" - "BALLET IMPERIAL" на музыку Чайковского, поставленный в Театре оперы и балета им.П.И.Чайковского из Перми.
"Лучшая артистка музыкального театра" - Елена Вознесенская ("Похождения повесы", Большой театр, Москва).
"Лучший артист музыкального театра" - Александр Лебедев ("Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск).
"Лучший дирижер" - Алексей Людмилин ("Кахым-туря", Театр оперы и балета республики Башкортостан, Уфа).
"Лучший музыкальный художник" - Давид Боровский ("Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск).
"Лучшим музыкальным спектаклем" названы "Похождения повесы" (Большой театр, Москва). Постановщик этой оперы, Юрий Черняков, назван лучшим режиссером музыкального театра.
Специальный приз жюри получили Геннадий Янинин ("Светлый ручей", Большой театр, Москва), а также художник по свету Глеб Фельштинский, отмеченный за творческие достижения всей жизни.
В номинации "Лучшая оперетта" приз присужден не был.
"Лучший кукольный актер" - Элина Агеева ("Сон фавна", "Кукольный дом", Санкт-Петербург).
"Лучший кукольный спектакль" - "Приключения незадачливого дракона" (Кукольный театр "Сказки Санкт-Петербурга").
В конкурсе "Новация" победил спектакль "Кислород" Ильи Вырыпаева, Театр.doc, Москва.
Призы в области драматического искусства распределились следующим образом:
"Лучший художник" - Александр Боровский ("Ревизор", Александринский театр, Санкт-Петербург).
"Лучшая актриса" - Чулпан Хаматова ("Мамапапасынсобака", "Современник", Москва).
"Лучший актер" - Сергей Курышев ("Дядя Ваня", МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург).
"Лучший режиссер" - Лев Додин, ("Дядя Ваня", МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург). Это четвертая "Маска" мастера.
"Лучший спектакль малой формы" - "Двойное непостоянство" ("Глобус", Новосибирск).
"Лучший спектакль большой формы" - "Ревизор" (Александринский театр, Санкт-Петербург).
Специльные призы жюри присуждены Малому театру (за спектакль "Правда – хорошо, а счастье – лучше") и актрисе Ольге Цинк, исполнившей роль Сильвии – "Двойное непостоянство", "Глобус", Новосибирск).
"Золотую маску" от зрителей фестиваля получил спектакль "Пленные духи" (Центр драматургии и режиссуры, Москва). Журналисты присудили "Золотую маску" "Вишневому саду" Эймунтаса Някрошуса (Фонд им. К.С. Станиславского, Москва).
По традиции заранее были объявлены победители в почетных номинациях. На сей раз премию "За честь и достоинство" получат выдающийся оперный режиссер, художественный руководитель Московского камерного музыкального театра Борис Покровский и ведущий актер Иркутского драматического театра имени Охлопкова, народный артист РФ Виталий Венгер. Лауреатами в другой почетной номинации - "За поддержку театрального искусства России" - стали президент Чувашской Республики Николай Федоров и общероссийский государственный телеканал "Культура". Премии за лучший зарубежный спектакль, показанный в России, удостоена постановка "Времена года Донелайтиса" знаменитого литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса.
Решение о том, кому присудить "Маску" в 20 номинациях, принимали в ночь с воскресенья на понедельник члены двух жюри (музыкального и драматического театоров). Судейскую коллегию по драматическому театру в нынешнем году возглавил ректор школы-студии МХАТ, профессор Анатолий Смелянский. Председателем жюри по музыкальному театру стал Владимир Урин, директор Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
В борьбе за "Золотую маску-2004" участвовали более 30 спектаклей из разных городов России. Творческое состязание охватывает все жанры сценического искусства: драму и оперу, балет и современный танец, кукольный театр и оперетту. Работы, выдвинутые на конкурс, были показаны на состоявшемся в Москве фестивале.
Комментарий
Юлия Галямина
На закрытии фестиваля произошел маленький, но очень симптоматичный скандал. Одна из первых "масок" вручалась лучшим танцорам. Ее под общее ликование отдали Геннадию Янину - исполнителю роли гармониста в балетном спектакле Большого "Светлый ручей". Через некоторое время ему пришлось подняться на сцену еще раз - за специальным призом жюри музыкального театра. Актер, опешивший от неожиданности, произнес прочувствованную речь. И тут начался очередной музыкальный номер, после которого на сцену поднялся гендиректор "Маски" Эдуард Бояков, и объявил, что ведущие все напутали - "маска" за лучшую мужскую роль в балете досталась вовсе не Янину, а его партнеру по спектаклю Сергею Филину.
Конфуз с балетными призами отражает общую ситуацию с раздачей юбилейных масок. Организаторы хотели никого не обидеть, каждому раздать по конфетке. Как на соревнованиях в детсаду: главное не победа, а участие. Для этих целей, видимо, и были учреждены спецпризы двух жюри. В дело пошли и награда критиков (решение о которой, как стало известно Граням.Ру, принималось без всякого участия аккредитованных журналистов), и приз зрительских симпатий.
В этой ситуации особенно интересны те, кто остался без "маски". Так, один из рекордсменов по числу премий за всю историю фестиваля Петр Фоменко не получил на сей раз ни одной - ни он сам, ни спектакль "Египетские ночи", ни кто-либо из актеров. Такое решение жюри в принципе понятно: "Египетские ночи" - не самая лучшая работа режиссера. Теперь абсолютным чемпионом "Золотой маски" становится любимец жюри Лев Додин.
Не получили ни одного приза и два других старожила фестиваля - Евгений Марчелли со спектаклем "Дачники" и Деклан Доннеллан с "Двенадцатой ночью". Остался без "маски" Кирилл Серебренников (мхатовский "Терроризм"). Самое печальное, что без наград уезжает в сибирский Минусинск коллектив городского театра драмы (спектакль "Наваждение Катерины"): жюри напрочь забыло про автора самого пронзительного спектакля нынешней "Маски", "культурного героя", как его назвал Эдуард Бояков, сибирского режиссера Алексея Песегова.
Справка
НОМИНАНТЫ ПРЕМИИ "ЗОЛОТАЯ МАСКА" (сезон 2002-2003 гг.)
ДРАМА\СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ
"ВИШНЕВЫЙ САД" А. Чехов Фонд им. К.С. Станиславского, Москва; "Мeno Fortas", Литва
"ДАЧНИКИ" А. Пешков Театр драмы, Омск
"ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ" У. Шекспир Конфедерация театральных союзов, Москва
"ДЯДЯ ВАНЯ" А. Чехов МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург
"ЕГИПЕТСКИЕ НОЧИ" по А. Пушкину "Мастерская П. Фоменко", Москва
"МАМАПАПАСЫНСОБАКА" Б. Срблянович "Современник", Москва
"НАВАЖДЕНИЕ КАТЕРИНЫ" по Н. Лескову Драматический театр, Минусинск
"ПРАВДА – ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ ЛУЧШЕ" А. Островский Малый театр, Москва
"РЕВИЗОР" Н. Гоголь Александринский театр, Санкт-Петербург
ДРАМА\СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ
"ВИЙ" по Н. Гоголю Театр им. А.С. Пушкина, Москва
"ДВОЙНОЕ НЕПОСТОЯНСТВО" П. Мариво "Глобус", Новосибирск
"ЗИМА" Е. Гришковец Камерный театр, Воронеж
"НОРА" Г. Ибсен Белый театр, Санкт-Петербург
"ПЛЕННЫЕ ДУХИ" В. и О. Пресняковы Центр драматургии и режиссуры, Москва
"ТЕРРОРИЗМ" В. и О. Пресняковы МХАТ им. А.П. Чехова, Москва
ДРАМА\ РАБОТА РЕЖИССЕРА
Владимир АГЕЕВ "Пленные духи", Центр драматургии и режиссуры, Москва
Михаил БЫЧКОВ "Зима", Камерный театр, Воронеж
Михаил БЫЧКОВ "Нора", Белый театр, Санкт-Петербург
Лев ДОДИН "Дядя Ваня", МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург
Деклан ДОННЕЛАН "Двенадцатая ночь", Конфедерация театральных союзов, Москва
Сергей ЖЕНОВАЧ "Правда – хорошо, а счастье – лучше", Малый театр, Москва
Евгений МАРЧЕЛЛИ "Дачники", Театр драмы, Омск
Эймунтас НЯКРОШУС "Вишневый сад", Фонд им. К.С.
Алексей ПЕСЕГОВ "Наваждение Катерины", Молодежный театр, Минусинск
Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ "Терроризм", МХАТ им. А.П. Чехова, Москва
Валерий ФОКИН "Ревизор", Александринский театр, Санкт-Петербург
Петр ФОМЕНКО "Египетские ночи", "Мастерская П. Фоменко", Москва
Дмитрий ЧЕРНЯКОВ "Двойное непостоянство", "Глобус", Новосибирск
Нина ЧУСОВА "Вий", Театр им. А.С. Пушкина, Москва
Нина ЧУСОВА "Мамапапасынсобака", "Современник", Москва
ДРАМА\ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Евгения ГЛУШЕНКО Мавра Тарасовна – "Правда – хорошо, а счастье – лучше", Малый театр, Москва
Ксения РАППОПОРТ Елена Андреевна – "Дядя Ваня", МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург
Екатерина СОКОЛОВА Катерина – "Наваждение Катерины", Молодежный театр, Минусинск
Марина СОЛОПЧЕНКО Нора – "Нора", Белый театр, Санкт-Петербург
Чулпан ХАМАТОВА Сын – "Мамапапасынсобака", "Современник", Москва
Ольга ЦИНК Сильвия – "Двойное непостоянство", "Глобус", Новосибирск
ДРАМА\ МУЖСКАЯ РОЛЬ
Александр БАРГМАН Хельмер – "Нора", Белый театр, Санкт-Петербург
Василий БОЧКАРЕВ Сила Ерофеевич Грознов – "Правда – хорошо, а счастье - лучше", Малый театр, Москва
Алексей ДЕВОТЧЕНКО Хлестаков – "Ревизор", Александринский театр, Санкт-Петербург
Павел ДЕРЕВЯНКО Хома Брут – "Вий", Театр им. А.С. Пушкина, Москва
Сергей КУРЫШЕВ Дядя Ваня – "Дядя Ваня", МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург
Евгений МИРОНОВ Лопахин – "Вишневый сад", Фонд им. К.С. Станиславского, Москва
Илья ПАНЬКОВ Арлекин – "Двойное
непостоянство", "Глобус", Новосибирск
Петр СЕМАК Астров – "Дядя Ваня", МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург
ДРАМА\ РАБОТА ХУДОЖНИКА
Александр БОРОВСКИЙ "Ревизор", Александринский театр, Санкт-Петербург
Давид БОРОВСКИЙ "Дядя Ваня", МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург
Надежда ГУЛЬТЯЕВА "Вишневый сад", Фонд им. К.С. Станиславского, Москва
Виктор ПЛАТОНОВ "Вий", Театр им. А.С. Пушкина, Москва
Дмитрий ЧЕРНЯКОВ "Двойное непостоянство", "Глобус", Новосибирск
КУКЛЫ \ СПЕКТАКЛЬ
"ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗАДАЧЛИВОГО ДРАКОНА" по И.Пержиновой Кукольный театр Сказки, Санкт-Петербург
"СОН ФАВНА" по А.Франсу "Кукольный дом", Санкт-Петербург
КУКЛЫ \ РАБОТА АКТЕРА
Элина АГЕЕВА Эвридика, Галатея, Дриада и др., "Сон фавна", "Кукольный дом", Санкт-Петербург
Эмилия КУЛИКОВА Дракон Габанек – "Приключения незадачливого дракона", Кукольный театр Сказки, Санкт-Петербург
КОНКУРС НОВАЦИЯ \ СПЕКТАКЛЬ
"ЗОЛОТО НАРТОВ" Театр "Арвайден", Владикавказ
"КИСЛОРОД" И. Вырыпаев Театр.doc, Москва
ОПЕРА\СПЕКТАКЛЬ
"ЖИЗНЬ С ИДИОТОМ" А. Шнитке Театр оперы и балета, Новосибирск
"КАХЫМ-ТУРЯ" З. Исмагилов Театр оперы и балета республики Башкортостан, Уфа
"ПОХОЖДЕНИЯ ПОВЕСЫ" И. Стравинский Большой театр, Москва
"ТУРАНДОТ" Дж. Пуччини Большой театр, Москва
"ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПРИНЯЛ СВОЮ ЖЕНУ ЗА ШЛЯПУ" М. Найман Маленький мировой театр, Москва
ОПЕРА\ РАБОТА ДИРИЖЕРА
Евгений ВОЛЫНСКИЙ "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск
Алексей ЛЮДМИЛИН "Кахым-туря", Театр оперы и балета республики Башкортостан, Уфа
ОПЕРА\ РАБОТА РЕЖИССЕРА
Генрих БАРАНОВСКИЙ "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск
Дмитрий ЧЕРНЯКОВ "Похождения повесы", Большой театр, Москва
ОПЕРА\ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Елена ВОЗНЕСЕНСКАЯ Энн – "Похождения повесы", Большой театр, Москва
Ольга КОЛОБОВА Жена – "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск
ОПЕРА\ МУЖСКАЯ РОЛЬ
Александр ЛЕБЕДЕВ Я – "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск
Виталий ПАНФИЛОВ Рейкуэлл – "Похождения повесы", Большой театр, Москва
Фарит ХУСАИНОВ Вова – "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск
ОПЕРЕТТА / МЮЗИКЛ \ СПЕКТАКЛЬ
"ИСТВИКСКИЕ ВЕДЬМЫ" Джон Дэмпси и Дана П. Роу Мюзикл стейдж продакшн, Москва
"МЕРИ ПОППИНС, ДО СВИДАНИЯ" М. Дунаевский, Театр "Карамболь", Санкт-Петербург
БАЛЕТ\ СПЕКТАКЛЬ
"BALLET IMPERIAL" П. Чайковский Театр оперы и балета им. П.И.Чайковского, Пермь
"ДОН КИХОТ" Л. Минкус Театр оперы и балета, Новосибирск
"СВЕТЛЫЙ РУЧЕЙ" Д. Шостакович Большой театр, Москва
"ТАНЦСИМФОНИЯ" Л. Бетховен Театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ \ СПЕКТАКЛЬ
"ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ" "Камерный балет", Москва
"ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО" Театр танца "Кинетик" и театр Von Krahl, Москва - Таллинн
"ПОЛЕТЫ ВО ВРЕМЯ ЧАЕПИТИЯ" "Провинциальные танцы", Екатеринбург
РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА\ ХОРЕОГРАФА
Татьяна БАГАНОВА "Полеты во время чаепития", "Провинциальные танцы", Екатеринбург
Режис ОБАДЬЯ "Весна священная", "Камерный балет", Москва
Алексей РАТМАНСКИЙ "Светлый ручей", Большой театр, Москва
БАЛЕТ/СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ\ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Мария АЛЕКСАНДРОВА Классическая танцовщица – "Светлый ручей", Большой театр, Москва
Анна ЖАРОВА Китри – "Дон Кихот", Театр оперы и балета, Новосибирск
БАЛЕТ/СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ\ МУЖСКАЯ РОЛЬ
Сергей ФИЛИН Классический танцовщик – "Светлый ручей", Большой театр, Москва
Геннадий ЯНИН Гармонист – "Светлый ручей", Большой театр, Москва
РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Давид БОРОВСКИЙ "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск
Ольга ПАУТОВА "Полеты во время чаепития", "Провинциальные танцы", Екатеринбург
Георгий ЦЫПИН "Турандот", Большой театр, Москва
Дмитрий ЧЕРНЯКОВ "Похождения повесы", Большой театр, Москва
Дословно
Эдуард Бояков
Спектакль Песегова из Минусинска, "Наваждение Катерины" - хороший спектакль, а Песегов - настоящий культурный герой, который делает театр в городе, где театра никогда не было. Если его здесь не почувствовали, значит не почувствовали контекста - театр же невозможно отрывать от зрителя, от атмосферы города, в котором он был сделан. Считается, что Кирилл Серебренников транслирует Москву - это так, а Песегов транслирует энергию всей страны, а если некоторые москвичи этого не чувствуют, это их проблема, они в той же мере не чувствительны к энергии Москвы и в Серебренникове реагируют на яркое.
"Афиша", #7 2004
Георгий Тараторкин
(О юбилее фестиваля)
Для нас это потрясающая радость. Каждый фестиваль был наполнен радостью, тревогами и волнениями, огромной организационной работой. Честно вам признаюсь, даже трудно было представить, что наступит момент, когда будет десятая. Как ни крути, ни верти, действительно, юбилейная "Золотая Маска". Мы очень трепетно готовились к этой "Маске", поскольку все-таки это какой-то этап. Даже помимо того, что обычно происходит во время фестиваля, мы сделали юбилейную программу, которая началась аж с начала февраля, до самого открытия продолжает, где участвуют спектакли, театры, коллективы, которые, нам кажется, за эти 10 лет как-то достаточно серьезно повлияли на процессы, происходящие в театральном деле.
Эхо Москвы, 26.03.2004
Алексей Малобродский
Мое приватное мнение - у "Маски" все слишком хорошо. С каждым годом она вбирает в себя новые программы, новые имена, разного рода театральные проекты, но сегодня, когда "Маска" отмечает десять лет, мне кажется - рост ее остановился, возможности фестиваля и премии дошли до некоего предела, и дальше "Маска" будет существовать в том виде, в каком она есть сейчас. Дай бог, чтобы театральная жизнь давала ей возможность находиться на достойном уровне. Важно, что отлажена вся организационная сторона дела, - нам до этого еще пока далеко.
"Время новостей", 09.04.2004
Статьи по теме
Зрелище не для зрителя
На "Золотой Маске" показаны главные спектакли - те, что представлены в номинации "драматический спектакль большой формы". Игра, в которую включились номинанты, не имеет отношения ни к общению со зрителем, ни к интерпретации литературных текстов, ни даже к развитию новых театральных форм. Главное, что вдохновило мэтров, - разговор с самим театром, театральной традицией. При этом, под традицией каждый режиссер понимает что-то свое: школа Малого театра, мхатовский психологизм, авангард начала XX века или даже свое собственное творчество прошлых лет.