Зрелище не для зрителя
"Золотая Маска" еще в самом разгаре, но уже прошли почти все показы по номинации "драматический спектакль большой формы". В этом году на эту разновидность "Маски" выдвинуты несколько равно знаменитых, равно сильных и абсолютно между собой не сходных режиссеров: Лев Додин, Валерий Фокин, Деклан Доннеллан, Эймунтас Някрошюс, Сергей Женовач и другие. Несмотря на исключительность каждого из них, в их творчестве последнего года просматривается явная общая тенденция.
Игра, в которую включились эти номинанты, не имеет отношения ни к общению со зрителем, ни к интерпретации литературных текстов, ни даже к развитию новых театральных форм. Главное, что вдохновило мэтров, - разговор с самим театром, театральной традицией. При этом, под традицией каждый режиссер понимает что-то свое: школа Малого театра, мхатовский психологизм, авангард начала XX века или даже свое собственное творчество прошлых лет.
Наиболее откровенен художественный руководитель "Александринки" Валерий Фокин. Свою программу, в рамках которой осуществлена представленная на "Маске" постановка "Ревизора", он так и назвал - "Новая жизнь традиции". В данном случае имеется в виду, конечно же, кумир Фокина Всеволод Мейерхольд. Впрочем, в репринтной фокинской постановке содержится "свежая" идея - чиновник может воровать, главное, чтобы он дело делал. Идея, которую Фокин, выступая на пресс-конференции, все так же откровенно назвал "заказом". Искренность режиссера в данном случае объясняется довольно просто – ни эта идея, ни какая-либо другая Фокина вовсе не интересовала. Спектакль поставлен с совсем иной целью - поэкспериментировать с языком Мейерхольда, вступить в диалог с его "Ревизором" 1926 года. В результате, как можно было ожидать, фокинское произведение получилось, несмотря на актуальную "идею", совсем не актуальным, имеющим эстетическую и историческую, но никак не идеологическую ценность.
Более тонкую игру с театральной традицией ведет московский режиссер Сергей Женовач, поставивший в Малом театре "Правда хорошо, а счастье лучше" Островского. Это уже второй его спектакль на этой сцене после "Горя от ума" - режиссер намеренно выбирает авторов, прочно связанных с традицией Малого. Женовач занимается не реставрацией прерванной традиции, а вплетает свою режиссуру во вполне живую, но несколько одряхлевшую театральную школу. Именно благодаря Женовачу в Малый стали ходить не только пожилые учительницы и девятиклассники, которые проходят "Грозу". Режиссер смягчил тона, добавил "Дому Островского" живости и современной сценографии, а главное, незаметно вплел в черно-белые картинки Малого полутона мхатовского психологизма. Актеры московской драматической школы только добавляли всему спектаклю блеска и мастерства (Евгения Глушенко - Мавра Тарасовна и Василий Бочкарев - Сила Ерофеевич Грознов номинированы на "Маску" как лучшие исполнители женской и мужской ролей).
Если Женовач подбавил психологизма в нравоучительные сценки из быта русского купечества, то главный режиссер питерского Театра Европы Лев Додин решил с психологизмом бороться - в отдельно взятой дворянской усадьбе. Его "Дядя Ваня", на первый взгляд, выглядит как типичная постановка Чехова с традиционным длинным столом, венскими стульями, самоваром, гитарой и калошами. Мешают только придуманные Давидом Боровским (проходит по номинации "лучший художник") непропорционально большие три стога сена, зависшие над головами у героев. Что они означают - гимн труду, пошлость и скуку деревенской жизни или что-то третье, что зрителю понять не дано, - это в общем неважно. Зритель во всей этой дотошной борьбе с чеховско-мхатовским наследием интересует режиссера редко. А если он хочет как-то оживить действие, чтобы публике было не так скучно, то прибегает к примитивным гэгам - сольные номера под гитару, любовные сцены между Еленой и Астровым, интонационная игра: "Мы увидим небо... в алмазах" произносится с иронической паузой посреди фразы. Все эти игры со зрителем эпизодичны и производят впечатление случайных. Главное для Додина – показать неинтересность всех героев как психологических типов, оторвать текст от актера. Поэтому в первые минуты игра Сергея Курышова, исполняющего роль дяди Вани (претендует на "Маску" за лучшую мужскую роль), кажется просто плохой, безвкусной, пресной. Но со временем понимаешь, какого труда стоило актеру добиться такого эффекта.
Еще один номинант, английский режиссер Деклан Доннеллан, обращается к близкой ему традиции шекспировского театра, где все роли играли мужчины. "Двенадцатая ночь", наверное, самый интересный для простого зрителя спектакль – в нем очень много удачных режиссерских шуток и аттракционов. Проблема у режиссера только одна - неровный актерский состав; а ведь именно на игру актеров Доннеллан делал основную ставку. Все три женские роли, сыгранные в этом спектакле мужчинами, просто великолепны, но вот воплотиться в мужчин многим актерам Доннеллана удалось с трудом.
Эймунтас Някрошюс, в отличие от Доннеллана, обычно не особенно рассчитывает на актерское мастерство - его больше интересуют чисто режиссерские средства. Однако, поставив в Москве "Вишневый сад", великий литовский режиссер потерпел поражение именно от великолепных актеров, задействованных в спектакле. Някрошюс, который не интересуется уже не предшествующими традициями, ни тем более зрителем (спектакль идет 6 часов), ни даже текстом и месседжем, всю жизнь ведет диалог с одним собеседником - с самим собой. В последние два года литовского режиссера потянуло на эксперименты: поставив оперу, он затем изменил своему Meno Fortas с московскими актерами, причем с очень профессиональными, воспитанными в лучших русских традициях.
Как бы ни обряжал их режиссер в зайчиков, ни заставлял прыгать на одной ноге и повторять бессмысленные звуки, психологическую школу ему преодолеть не удалось. И хорошо, что не удалось, потому что именно актерское мастерство держит на себе весь спектакль. В экспериментальной схватке режиссера с актером победил актер: в спектакле запоминается не някрошюсовский язык, а игра Инги Оболдиной, Людмилы Максаковой и прежде всего Евгения Миронова, который, надеюсь, получит в этом году "Маску".
Единственный из номинантов большой формы, кто на самом деле хочет донести до зрителя какую-то свою мысль, вступить с публикой в диалог, не заигрывая с ней, т.е. просто показать хороший, а не обязательно интересный с точки зрения театрального метода спектакль, – это сибирский режиссер Алексей Песегов. Его "Наваждение Катерины" - повествование о лесковской леди Макбет, рассказанное как история минутного наваждения в момент венчания героини с зажиточным купцом и скучнейшим человеком Зиновием Борисовичем. В этом спектакле режиссер говорит о любви, о грехе, о наказании, о чем-то важном для всех, а не только для театральных критиков. Именно поэтому, видимо, критики этот спектакль приняли очень холодно.
Выделяется среди мужской компании великих и молодой режиссер Нина Чусова. Ее "Мамапапасынсобака" полна театральной непосредственности без оглядки на традицию - искренняя и радостная игра в театр. Чусова, как и ее герои, разыгрывающие взрослую жизнь в песочнице, бросается в эту игру с полной уверенностью в своем праве просто творить.
Все это свойственно скорее режиссерам, представленным в номинации малой формы (Чусова, впрочем, и там номинирована). Там все проходит гораздо веселее. А кто из мэтров, каждый из которых уже имеет как минимум по одной "Маске", больше всего приглянется на этот раз жюри, станет известно уже через неделю.
Справка
Афиша Фестиваля
28 марта 18.00 - Иствикские ведьмы - Театр Киноактера
28 марта 19.00 - Двенадцатая ночь - Театр им. Моссовета
28 марта 13.00 - Пленные духи - Центр В. Высоцкого
28 марта 20.00 - Пленные духи - Центр В. Высоцкого
29 марта 15.00 - Сон фавна - Филиал театра им. Пушкина
29 марта 18.00 - Вишневый сад - Театр им. Маяковского
29 марта 19.00 - Дядя Ваня - МТЮЗ
29 марта 19.00 - Весна священная - Театр им. Вахтангова
29 марта 19.00 - Двойное непостоянство - МХАТ им. Чехова, Малая сцена
29 марта 19.00 - Дачники - РАМТ
29 марта 20.00 - Cон фавна - Филиал театра им. Пушкина
30 марта 13.00 - Двойное непостоянство - МХАТ им. Чехова, Малая сцена
30 марта 16.00 - Нора - Центр В. Высоцкого
30 марта 16.00 - Кислород - Театр doc
30 марта 19.00 - Правда – хорошо, а счастье лучше - Малый театр
30 марта 19.00 - Дядя Ваня - МТЮЗ
30 марта 19.00 - Мамапапасынсобака - Театр "Современник"
30 марта 19.00 - Наваждение Катерины - Центр Мейерхольда
30 марта 19.00 - Двойное непостоянство - МХАТ им. Чехова, Малая сцена
30 марта 19.00 - Дачники - РАМТ
30 марта 18.00 - Вишневый сад - Театр им. Маяковского
31 марта 13.00 - Наваждение Катерины - Центр Мейерхольда
31 марта 18.00 - Вишневый сад - Театр им. Маяковского
31 марта 19.00 - Мэри Поппинс, до свидания! - РАМТ
31 марта 19.00 - Нора - Центр В. Высоцкого
31 марта 19.00 - Двойное непостоянство - МХАТ им. Чехова, Малая сцена
1 апреля 19.00 - Нора Центр - В. Высоцкого
2 апреля 19.00 - Пленные духи - Центр В. Высоцкого
3 апреля 19.00 - Ballet Imperial - Новая опера
3 апреля 19.00 - Пленные духи - Центр В. Высоцкого
3 апреля 19.00 - Танцсимфония - Новая опера
4 апреля 15.00 - Зима ТЦ - "На Страстном"
4 апреля 19.00 - Зима ТЦ - "На Страстном"
5 апреля 19.00 - Кахым-туря - Новая опера
6 апреля 19.00 - Золото нартов - Театр им. Маяковского
7 апреля 19.00 - Светлый ручей - Большой театр, Новая сцена
7 апреля 19.00 - Правда – хорошо, а счастье лучше - Малый театр
8 апреля 19.00 - Похождения повесы - Большой театр, Новая сцена
8 апреля 19.00 - Мамапапасынсобака - Театр "Современник"
9 апреля 19.00 - Правда – хорошо, а счастье лучше - Малый театр
9 апреля 19.00 - Кислород - Театр.doc
9 апреля 20.00 - Человек, который принял свою жену за шляпу - Культурный центр "Дом"
9 апреля 21.30 - Кислород - Театр.doc
10 апреля 11.00 - Приключения незадачливого дракончика - Филиал театра им. Пушкина
10 апреля 14.00 - Приключения незадачливого дракончика - Филиал театра им. Пушкина
10 апреля 19.00 - Кислород - Театр.doc
10 апреля 20.00 - Человек, который принял свою жену за шляпу - Культурный центр "Дом"
10 апреля 20.00 - Сон фавна - Филиал театра им. Пушкина
10 апреля 21.30 - Кислород - Театр.doc
11 апреля 12.00 - Терроризм - МХАТ им. Чехова, Малая сцена
11 апреля 19.00 - Египетские ночи - МХАТ им. Чехова
11 апреля 19.00 - Времена года Донелайтиса. Радости весны - Театр им. Моссовета
12 апреля 19.00 Времена года Донелайтиса. Благо осени Театр им. Моссовета
Справка
НОМИНАНТЫ ПРЕМИИ "ЗОЛОТАЯ МАСКА" (сезон 2002-2003 гг.)
ДРАМА\СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ
"ВИШНЕВЫЙ САД" А. Чехов Фонд им. К.С. Станиславского, Москва; "Мeno Fortas", Литва
"ДАЧНИКИ" А. Пешков Театр драмы, Омск
"ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ" У. Шекспир Конфедерация театральных союзов, Москва
"ДЯДЯ ВАНЯ" А. Чехов МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург
"ЕГИПЕТСКИЕ НОЧИ" по А. Пушкину "Мастерская П. Фоменко", Москва
"МАМАПАПАСЫНСОБАКА" Б. Срблянович "Современник", Москва
"НАВАЖДЕНИЕ КАТЕРИНЫ" по Н. Лескову Драматический театр, Минусинск
"ПРАВДА – ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ ЛУЧШЕ" А. Островский Малый театр, Москва
"РЕВИЗОР" Н. Гоголь Александринский театр, Санкт-Петербург
ДРАМА\СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ
"ВИЙ" по Н. Гоголю Театр им. А.С. Пушкина, Москва
"ДВОЙНОЕ НЕПОСТОЯНСТВО" П. Мариво "Глобус", Новосибирск
"ЗИМА" Е. Гришковец Камерный театр, Воронеж
"НОРА" Г. Ибсен Белый театр, Санкт-Петербург
"ПЛЕННЫЕ ДУХИ" В. и О. Пресняковы Центр драматургии и режиссуры, Москва
"ТЕРРОРИЗМ" В. и О. Пресняковы МХАТ им. А.П. Чехова, Москва
ДРАМА\ РАБОТА РЕЖИССЕРА
Владимир АГЕЕВ "Пленные духи", Центр драматургии и режиссуры, Москва
Михаил БЫЧКОВ "Зима", Камерный театр, Воронеж
Михаил БЫЧКОВ "Нора", Белый театр, Санкт-Петербург
Лев ДОДИН "Дядя Ваня", МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург
Деклан ДОННЕЛАН "Двенадцатая ночь", Конфедерация театральных союзов, Москва
Сергей ЖЕНОВАЧ "Правда – хорошо, а счастье – лучше", Малый театр, Москва
Евгений МАРЧЕЛЛИ "Дачники", Театр драмы, Омск
Эймунтас НЯКРОШУС "Вишневый сад", Фонд им. К.С.
Алексей ПЕСЕГОВ "Наваждение Катерины", Молодежный театр, Минусинск
Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ "Терроризм", МХАТ им. А.П. Чехова, Москва
Валерий ФОКИН "Ревизор", Александринский театр, Санкт-Петербург
Петр ФОМЕНКО "Египетские ночи", "Мастерская П. Фоменко", Москва
Дмитрий ЧЕРНЯКОВ "Двойное непостоянство", "Глобус", Новосибирск
Нина ЧУСОВА "Вий", Театр им. А.С. Пушкина, Москва
Нина ЧУСОВА "Мамапапасынсобака", "Современник", Москва
ДРАМА\ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Евгения ГЛУШЕНКО Мавра Тарасовна – "Правда – хорошо, а счастье – лучше", Малый театр, Москва
Ксения РАППОПОРТ Елена Андреевна – "Дядя Ваня", МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург
Екатерина СОКОЛОВА Катерина – "Наваждение Катерины", Молодежный театр, Минусинск
Марина СОЛОПЧЕНКО Нора – "Нора", Белый театр, Санкт-Петербург
Чулпан ХАМАТОВА Сын – "Мамапапасынсобака", "Современник", Москва
Ольга ЦИНК Сильвия – "Двойное непостоянство", "Глобус", Новосибирск
ДРАМА\ МУЖСКАЯ РОЛЬ
Александр БАРГМАН Хельмер – "Нора", Белый театр, Санкт-Петербург
Василий БОЧКАРЕВ Сила Ерофеевич Грознов – "Правда – хорошо, а счастье - лучше", Малый театр, Москва
Алексей ДЕВОТЧЕНКО Хлестаков – "Ревизор", Александринский театр, Санкт-Петербург
Павел ДЕРЕВЯНКО Хома Брут – "Вий", Театр им. А.С. Пушкина, Москва
Сергей КУРЫШЕВ Дядя Ваня – "Дядя Ваня", МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург
Евгений МИРОНОВ Лопахин – "Вишневый сад", Фонд им. К.С. Станиславского, Москва
Илья ПАНЬКОВ Арлекин – "Двойное
непостоянство", "Глобус", Новосибирск
Петр СЕМАК Астров – "Дядя Ваня", МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург
ДРАМА\ РАБОТА ХУДОЖНИКА
Александр БОРОВСКИЙ "Ревизор", Александринский театр, Санкт-Петербург
Давид БОРОВСКИЙ "Дядя Ваня", МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург
Надежда ГУЛЬТЯЕВА "Вишневый сад", Фонд им. К.С. Станиславского, Москва
Виктор ПЛАТОНОВ "Вий", Театр им. А.С. Пушкина, Москва
Дмитрий ЧЕРНЯКОВ "Двойное непостоянство", "Глобус", Новосибирск
КУКЛЫ \ СПЕКТАКЛЬ
"ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗАДАЧЛИВОГО ДРАКОНА" по И.Пержиновой Кукольный театр Сказки, Санкт-Петербург
"СОН ФАВНА" по А.Франсу "Кукольный дом", Санкт-Петербург
КУКЛЫ \ РАБОТА АКТЕРА
Элина АГЕЕВА Эвридика, Галатея, Дриада и др., "Сон фавна", "Кукольный дом", Санкт-Петербург
Эмилия КУЛИКОВА Дракон Габанек – "Приключения незадачливого дракона", Кукольный театр Сказки, Санкт-Петербург
КОНКУРС НОВАЦИЯ \ СПЕКТАКЛЬ
"ЗОЛОТО НАРТОВ" Театр "Арвайден", Владикавказ
"КИСЛОРОД" И. Вырыпаев Театр.doc, Москва
ОПЕРА\СПЕКТАКЛЬ
"ЖИЗНЬ С ИДИОТОМ" А. Шнитке Театр оперы и балета, Новосибирск
"КАХЫМ-ТУРЯ" З. Исмагилов Театр оперы и балета республики Башкортостан, Уфа
"ПОХОЖДЕНИЯ ПОВЕСЫ" И. Стравинский Большой театр, Москва
"ТУРАНДОТ" Дж. Пуччини Большой театр, Москва
"ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПРИНЯЛ СВОЮ ЖЕНУ ЗА ШЛЯПУ" М. Найман Маленький мировой театр, Москва
ОПЕРА\ РАБОТА ДИРИЖЕРА
Евгений ВОЛЫНСКИЙ "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск
Алексей ЛЮДМИЛИН "Кахым-туря", Театр оперы и балета республики Башкортостан, Уфа
ОПЕРА\ РАБОТА РЕЖИССЕРА
Генрих БАРАНОВСКИЙ "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск
Дмитрий ЧЕРНЯКОВ "Похождения повесы", Большой театр, Москва
ОПЕРА\ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Елена ВОЗНЕСЕНСКАЯ Энн – "Похождения повесы", Большой театр, Москва
Ольга КОЛОБОВА Жена – "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск
ОПЕРА\ МУЖСКАЯ РОЛЬ
Александр ЛЕБЕДЕВ Я – "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск
Виталий ПАНФИЛОВ Рейкуэлл – "Похождения повесы", Большой театр, Москва
Фарит ХУСАИНОВ Вова – "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск
ОПЕРЕТТА / МЮЗИКЛ \ СПЕКТАКЛЬ
"ИСТВИКСКИЕ ВЕДЬМЫ" Джон Дэмпси и Дана П. Роу Мюзикл стейдж продакшн, Москва
"МЕРИ ПОППИНС, ДО СВИДАНИЯ" М. Дунаевский, Театр "Карамболь", Санкт-Петербург
БАЛЕТ\ СПЕКТАКЛЬ
"BALLET IMPERIAL" П. Чайковский Театр оперы и балета им. П.И.Чайковского, Пермь
"ДОН КИХОТ" Л. Минкус Театр оперы и балета, Новосибирск
"СВЕТЛЫЙ РУЧЕЙ" Д. Шостакович Большой театр, Москва
"ТАНЦСИМФОНИЯ" Л. Бетховен Театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ \ СПЕКТАКЛЬ
"ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ" "Камерный балет", Москва
"ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО" Театр танца "Кинетик" и театр Von Krahl, Москва - Таллинн
"ПОЛЕТЫ ВО ВРЕМЯ ЧАЕПИТИЯ" "Провинциальные танцы", Екатеринбург
РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА\ ХОРЕОГРАФА
Татьяна БАГАНОВА "Полеты во время чаепития", "Провинциальные танцы", Екатеринбург
Режис ОБАДЬЯ "Весна священная", "Камерный балет", Москва
Алексей РАТМАНСКИЙ "Светлый ручей", Большой театр, Москва
БАЛЕТ/СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ\ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Мария АЛЕКСАНДРОВА Классическая танцовщица – "Светлый ручей", Большой театр, Москва
Анна ЖАРОВА Китри – "Дон Кихот", Театр оперы и балета, Новосибирск
БАЛЕТ/СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ\ МУЖСКАЯ РОЛЬ
Сергей ФИЛИН Классический танцовщик – "Светлый ручей", Большой театр, Москва
Геннадий ЯНИН Гармонист – "Светлый ручей", Большой театр, Москва
РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Давид БОРОВСКИЙ "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск
Ольга ПАУТОВА "Полеты во время чаепития", "Провинциальные танцы", Екатеринбург
Георгий ЦЫПИН "Турандот", Большой театр, Москва
Дмитрий ЧЕРНЯКОВ "Похождения повесы", Большой театр, Москва
Дословно
Георгий Тараторкин
(О юбилее фестиваля)
Для нас это потрясающая радость. Каждый фестиваль был наполнен радостью, тревогами и волнениями, огромной организационной работой. Честно вам признаюсь, даже трудно было представить, что наступит момент, когда будет десятая. Как ни крути, ни верти, действительно, юбилейная "Золотая Маска". Мы очень трепетно готовились к этой "Маске", поскольку все-таки это какой-то этап. Даже помимо того, что обычно происходит во время фестиваля, мы сделали юбилейную программу, которая началась аж с начала февраля, до самого открытия продолжает, где участвуют спектакли, театры, коллективы, которые, нам кажется, за эти 10 лет как-то достаточно серьезно повлияли на процессы, происходящие в театральном деле.
Эхо Москвы, 26.03.2004
Статьи по теме
Зрелище не для зрителя
На "Золотой Маске" показаны главные спектакли - те, что представлены в номинации "драматический спектакль большой формы". Игра, в которую включились номинанты, не имеет отношения ни к общению со зрителем, ни к интерпретации литературных текстов, ни даже к развитию новых театральных форм. Главное, что вдохновило мэтров, - разговор с самим театром, театральной традицией. При этом, под традицией каждый режиссер понимает что-то свое: школа Малого театра, мхатовский психологизм, авангард начала XX века или даже свое собственное творчество прошлых лет.