статья Бескомпромиссные романтики

Беседовал Матвей Масальцев, 24.06.2004
Рей Гарви (справа) и Уве Боссерт из группы Reamonn. Фото с сайта www.swr3.de

Рей Гарви (справа) и Уве Боссерт из группы Reamonn. Фото с сайта www.swr3.de

Немецко-ирландская группа Reamonn, которая в конце прошлой неделе выступила на московском фестивале "Максидром", сейчас безумно популярна. Что в России, что в Европе. Они исполняют приятные рок-баллады, создают интересное звучание и производят стопроцентные хиты (одна песня Supergirl чего стоит - уже три года она звучит на всех почти радиостанциях).

А ведь этого чуда могло и не быть: ирландец Реймон Гарви, прибывший в Германию за славой рок-музыканта, нашел состав группы во многом благодаря случаю. Об удаче и о многом другом музыкальный обозреватель "Граней" Матвей Масальцев (M.М.) поговорил с самим Гарви (Р.Г.), лидером Reamonn, и с гитаристом группы Уве Боссертом (У.Б.).

M.М.: Реймон, когда ты, приехав в Германию, давал объявление в газете о поиске музыкантов для рок-группы, - ты на что-нибудь надеялся?

Р.Г.: Я надеялся, но не нашел (смеется). На самом деле я, конечно, не особо верил, что смогу найти музыкантов. Просто понравилась эта идея – напечатать объявление. Однако мне все-таки удалось встретиться с одним парнем, вот с этим (показывает на групповом фото барабанщика Майка Гомеса). И именно он привел всех остальных ребят. Так что на самом деле я сделал только первый шаг, остальное сделал не я.

M.М.: Да, это все похоже на счастливый случай. А после сверхуспешного дебюта группы за ней вообще закрепилась репутация счастливчиков. Как вы относитесь к этому?

Р.Г.: Я думаю, что удача – это нечто, что мы создаем сами. Мы хотели достичь успеха, и на самом деле очень серьезно работали, чтобы все получилось. Не было такого, чтобы мы опускали руки и ждали, когда что-нибудь произойдет само по себе. Уже шесть лет группа постоянно гастролирует, и при этом успевает записывать альбомы.

Так что в нашем успехе есть две составляющие: во-первых, мы, конечно, удачливые люди. А во-вторых, мы немало работали, чтобы эту удачу повернуть к себе лицом. Есть ведь и такие люди: когда они видят, сколько надо работать, то говорят себе "да пошло все к черту, лучше посижу на пляже". У нас же совсем другой менталитет. Мы хотим работать, и нам нравится достигать успехов своим трудом.

M.М.: Вскоре после своего дебюта вы попали на большой лейбл - Virgin Records. Они – руководство компании, продюсеры – не давили на молодых музыкантов?

У.Б.: С того момента, как наша группа записала свою первую песню, мы никому не позволяем вмешиваться и влиять на нашу музыку.

Мы работали с очень хорошими продюсерами. Первыми двумя альбомами занимался англичанин Стив Лайон (сотрудничал также, например, с Depeche Mode и Полом Маккартни. – Ред.). А над последним диском работал немец Андреас Хербиг (более известный как Boogieman, работал также с группой A-Ha. – Ред.). Это великие продюсеры, но даже они не смогли бы заставить нас делать то, чего мы не хотим.

Также и звукозаписывающая компания никогда не вмешивалась в наше творчество, и мы сами не допустили бы этого. Так что все, что вы слышите на наших пластинках, идет напрямую от группы.

M.М.: Хорошо, на вас никто не давил. Но, может быть, вы сами порой шли на компромисс, чтобы достичь коммерческого успеха? Не было такого?

Р.Г.: Нет, я не помню, чтобы группа Reamonn когда-либо шла на компромиссы. С другой стороны, в группе пять музыкантов, которые имеют различные точки зрения; вот между собой мы компромисс ищем. Это – вопрос уважения друг к другу.

Зато собственно наша музыка, которая получается в итоге – бескомпромиссна. Хотя бы потому, что когда мы садимся в студии, мы не знаем точно, какая музыка в итоге получится, какие будут слова. Нельзя сказать, что мы сочиняем такую-то песню. Наоборот, каждый раз у меня возникает ощущение, что песня сама собой сочиняется. Это необъяснимое явление.

Если говорить обо мне, то я тогда только понимаю, что текст готов, когда чувствую: да, это то, что я хочу сказать. Но я не задумываюсь при этом, получилось ли именно то, о чем я собирался написать, когда только садился за текст. Так же и вся наша группа – каждый что-то ищет, нащупывает, а в итоге получается новая песня.

Нет никакого компромисса и в том, что мы идем с новой вещью к продюсеру. Он – человек, который помогает перевести наши идеи на общедоступный язык. У нас было два великолепных переводчика. Они брали наши песни и выкладывали их перевод на дисках. Они проделали отличную работу, сделали свой вклад, добавили свое мнение, свои знания в нашу музыку.

Что же касается звукозаписывающей компании, то ее роль – только в том, чтобы донести альбом до слушателей. Они могут выбрать, какая песня станет синглом, кто сделает ремейк. Мы всегда прислушиваемся к их мнению по этому поводу, мы уважаем его, ведь именно компания будет продавать наши диски. Но об альбоме мы начинаем говорить только после того, как закончим его запись. В чем здесь может быть компромисс?

M.М.: Если посмотреть на три ваших альбома, то с музыкальной точки зрения второй выглядит шагом вперед по сравнению с первым – на нем, например, появились элементы электронного звучания. А вот третий – и последний пока диск – в этом смысле выглядит как раз шагом назад. Мне он показался отходом в классическое поп-рок звучание. Так ли это? И в каком направлении группа планирует развиваться дальше?

Р.Г.: Что касается второго альбома, Dream #7, то просто после выпуска первого диска мы много нового узнали, и у нас появилось больше идей. Я не сказал бы, что Dream #7 стал отдельным экспериментом, мы всегда пробуем разные вещи. Скорее мы в большей мере достигли в этой записи того, что всегда для нас было важным в музыке. И это получился прекрасный альбом, потому что мы сумели вложить в него все свое сердце.

Что же касается третьего альбома, Beautiful Sky, то эту запись я бы назвал "универсальной". В том смысле, что нам удалось "перевести" нашу музыку для всех людей, независимо от языка, на котором они говорят. Наверное, это произошло потому, что мы говорим в наших песнях о том же, о чем думают многие люди, и мы в том числе. Мы ведь тоже, например, озабочены происходящим в Ираке или терактами 11 сентября, или другими событиями, которые происходят во всем мире.

Наверное, это именно то, на чем будет основываться творчество нашей группы и в будущем – выражать это самое универсальное, всеобщее мнение и голос. Это было бы большим достижением Reamonn.

M.М.: Насколько я помню, до нынешнего визита вы уже дважды приезжали в Россию. Один раз с большими концертами, другой – с промо-акцией. Как вам здесь нравится? И что вы ожидаете от нынешнего выступления?

У.Б.: Вообще мы должны были играть в России каждый год с нашего первого визита (в 2001 году. – Ред.). Мы готовы были приехать и в прошлом году, однако концерт отменили из-за ужасного взрыва (имеется ввиду теракт в Тушино. – Ред.). Мы очень рады, что на этот раз все состоится, нам нравится приезжать в Россию, потому что мы знаем, что в этой стране у нас много поклонников. Здесь стали популярными все три наших альбома. Так что, я уверен, мы приедем и в конце следующего года в ходе нашего европейского тура.

M.М.: Романтический, мелодичный рок, который играет и Reamonn, популярен всегда и везде. Однако – такова особенность жанра – всегда есть опасность скатиться в пошлость, слащавость. Вам каким-то образом удается оставаться ни на кого не похожими. В чем секрет?

Р.Г.: На самом деле самое лучшее решение, которое мы приняли перед тем, как записывать третий альбом, - просто играть музыку, а потом посмотреть, что из этого вышло. И именно так мы поступили: записали, прослушали, и результат нам очень понравился.

Мы никогда не думали о том, что именно мы хотим записать, будет ли это роком или балладой, или еще чем-либо. Конечно, в Beautiful Sky, если постараться, можно найти элементы четырех или пяти стилей. Однако не это главное. Главное, что мы просто постарались сделать альбом интересным с музыкальной точки зрения. И, по-моему, нам удалось этого достичь.

M.М.: Последний вопрос: до сих пор ли все значительные события в жизни группы происходят по вторникам?

У.Б.: Да, было как-то дело. Мы записали первый свой альбом, и сидели в лондонской студии: пытались придумать ему название. Между тем на диске появилось слово Tuesday, потому что именно во вторник мы закончили запись. И кто-то сказал: "О черт! В рекорд-компании думают, что это и есть название вашего альбома!"

Потом мы сели и решили проверить, что же значит для нас вторник. И обнаружили, что в этот самый день недели произошло огромное количество важных для группы Reamonn событий. Хотя, конечно, из этого не стоит делать какого-то большого религиозного учения, это просто… совпадение.

Беседовал Матвей Масальцев, 24.06.2004