Агрессивный антимаркетинг
Калифорнийский маргинал Василий Шумов продолжает уверенно двигаться по пути дальнейшей мизантропии и отстраненно-циничного наблюдения за агонией индустриальной цивилизации. Его новая работа вновь демонстрирует алхимический сплав на первый взгляд несочетаемых способов миросозерцания – активной и критичной жизненной позиции и оправданного (особенно в случае этого музыканта) пренебрежения и высокомерия, которое Шумов испытывает к жертвам современного мира: всем его бесчисленным брокерам, супервайзорам, менеджерам по маркетингу, богемным тусовщикам и прочим недотыкомкам, более или менее успешно заменившим интеллект учебником по карьере менеджера, а свободную волю – муравьиным стадным инстинктом. Это русские братишки и сестрички героев Брета Истона Эллиса, те, кто начинает испытывать смутную тревогу, "когда некого убивать, когда нечего воровать, когда нечем колоться, когда некого насиловать". На сей раз альбом (как и предыдущие четыре, не изданный в формате компакт-диска, но бесплатно скачивающийся с сайта группы носит название "Молодойнамолодой" (далее в тексте – МНМ). Интерпретировать это предлагается слушателям: то ли речь идет о некоем молодом, взгромоздившемся на некую молодую в бесконечном цикле производства на свет новых молодых, то ли о смене одних молодых, перемолотых безжалостной мясорубкой корпоративного бизнеса, другими, еще полными сил и готовыми "работать-помалкивать". Мотто альбома можно передать одной из шумовских рифм: "На что раскатал губу молодой? На что уповает весь день молодая? Что будет убит кто-то друой и изнасилована будет другая".
Предыдущий (прошлогодний) релиз Шумова и его центровольцев назывался не менее загадочно – "Твердое нет (Твердому нет)" - и был концептуально посвящен всему, что автор ненавидит и чего не приемлет в окружающем мире. Ныне ни ненависти, ни непримиримости не убавилось – только образ врага сфокусирован поотчетливей: "Я не люблю бесперспективную работу с 9 до 6. Интересная работа называется просто – купля и перепродажа". К концу прослушивания трудно удержаться от соблазна звездануть по почкам первому же попавшемуся на пути молодому яппи в отглаженной белой рубашечке и еще пока неумело повязанном дешевеньком галстучке. Чисто вразумить – не лезь, дурачок, в этот заманчивый бизнес, пропадешь за копейку!
Немного о музыкальной стороне дела: МНМ позаимствовал с предыдущего альбома гитариста Александра Сусдорфа (как и полагается по "центровской" концепции дистанцированного участия центробораторов, не игравшего вживую, а выложившего свои музыкальные партии на ftp-сервер). Кроме Сусдорфа, на МНМ сыграли еще двое гитаристов – давний приятель Василия, американец Фаст Фредди, с которым Шумов в 90-е приезжал на российские гастроли, и альтернативщик Владимир Корниенко (также выложивший материал на ftp). Три гитары – это вам не одна гитара, так что неудивительно, что диск получился жестким, драйвовым и весьма изобретательным по мелодике. Занятно, кстати, что Шумов, в последние годы постоянно заявлявший о том, что его музыка не имеет никакого отношения к процессам купли-продажи и какого бы то ни было товарообмена (и именно из этих соображений уже разместивший на сайте "Центромании" большую часть своих альбомов для бесплатного скачивания), в прошлом году изменил собственной максиме, все же предложив желающим купить записанный на диске ТНТН по кредитной карточке за символичные $7.77. Но новый альбом пока не продается, так что ищите быстрый сервер – потому что если что-то в русскоязычной музыке в наше время и достойно пары часов возни с интернетом, так это ежегодные послания Шумова.
Так или иначе, главное на МНМ – две подлинные жемчужины, два реальных хита, которые, возможно, хороши как раз тем, что не напрямую укладываются в шумовскую антимаркетинговую концепцию. Первый – "Эпопея труда", бешеный пятиминутный выброс амфетамина, экстатическая тоталитарная глоссолалия ни о чем, запредельно мощный и столь же беспочвенный речекряк (или уткоречь – кому как нравится):
Эпопея труда, эпопея труда,
Из кранов бьет живая вода.
Эпопея удара, эпопея удара,
Преодолен период кошмара.
Эпопея труда, эпопея труда,
В честном труде живет красота.
Эпопея рассвета, эпопея рассвета,
И нет ничего, что под запретом...
Второй прорыв МНМ – "Темный угол", длинный и захватывающий рассказ искаженным вокодером голосом Шумова о его собираемой несколько лет коллекции фильмов нуар, где одно только перечисление названий картин звучит не хуже пресловутого списка кораблей у Гомера, а короткие характеристики вгоняют слушателя в сладкую дрожь: "Женские персонажи – кровожадные нимфоманки, манипулятивные, ненадежные, вороватые, беспринципные, продажные, павшие, сексуально озабоченные шантажистки, которые в любой момент увлекут тебя в темный угол".
Как всегда - после нового релиза Шумова сложно предположить, куда уж дальше идти по этой неосвещенной, узкой и извилистой тропке. Как всегда - испытываешь благодарность к Шумову за то, что он согласился двигаться по ней первый. И, как всегда, не терпится узнать, способен ли ты лично сделать следующий шаг...
Статьи по теме
Агрессивный антимаркетинг
Новый альбом группы "Центр" пропагандирует фильм нуар и разоблачает уловки корпоративного оболванивания.
Психическое шумовидение
Начиная с "Крапивного пламени" (1998) Шумов пересек грань, у которой останавливается большинство так называемых авторов - и изнеженных романистов, и истеричных рокеров, и заумных электронщиков. За этой гранью ты остаешься наедине с собой - то бишь с одиночеством, беззащитностью и стремительно растущей на горизонте неминуемой смертью.