НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ: Волос вызывает призрак гумунизма
Андрей Волос.
Маскавская Мекка. М.: Зебра Е, ЭКСМО, Деконт+, 2003
К сожалению, а скорее к счастью, нам не дано предугадать будущее, и тем интереснее читаются литературные произведения, действие которых происходит через "некоторое время" после нас. Кого-то привлекают космические миры известных фантастов, заглядывающих на тысячелетия вперед и активно населяющих гуманоиднами и негуманоидами планеты и галактики самых отдаленных уголков Вселенной, но наибольшим всплеском интереса всегда и неизменно сопровождаются путешествия во времена "не столь отдаленные", хотя подобные случаются не в пример реже.
Думается, "Маскавская Мекка", роман известного писателя Андрея Волоса, лауреата Государственной премии РФ, премий "Антибукер" и "Москва-Пенна", вызовет не меньший резонанс, чем оруэлловский "1984" или знаменитый роман Владимира Войновича "Москва, 2042". Действие этого гиперреалистического романа с элементами социальной фантастики происходит параллельно в "Маскаве златоглавом" и Голопольске, в хозяйстве "Заря гумунизма". Жизнь 22 миллионов горожан "Маскава" на фоне мусульманского полумесяца куполов Новодевичьего монастыря не мыслится в отрыве от таинственных, но тем не менее не требующих расшифровки аббревиатур ФАБО, КЛК, ОЧП, ИСС, УКГУ - точно так же как селяне Голопольского района Верхневолоцкой области оперируют понятиями "гуморганизация", "гумунистическая рать (гумрать)", КСПТ и директива "Ч-тринадцать".
В том, что и "УКГУ" и "КСПТ" не отделены от нас веками истории, нет никаких сомнений – по крайней мере еще бегают по дорогам "волги" и "форды" и сохранился гипсовый памятник человеку с бородкой – в круглоносых ботинках, кепке и мятой пиджачной паре.
Истории, происходящие с героями книги, читаются с неослабевающим интересом, переходящим в суеверный ужас от встречи с самым страшным призраком новейшей истории. Призраком коммунизма. Или, по-волосовски, гумунизма.