Умер писатель и журналист Виталий Шенталинский
В возрасте 78 лет умер писатель и журналист Виталий Шенталинский, публикатор наследия репрессированных Советами русских писателей. Об этом сообщает общество "Мемориал".
Шенталинский родился 7 октября 1939 года в Кемерове. Окончил Арктическое морское училище в Ленинграде и журфак Московского университета. Работал на радио, телевидении, в журналах "Вокруг света" и "Огонек". С 1968-го выпустил больше десятка книг стихов и прозы.
В Перестройку Шенталинский основал и возглавил комиссию по творческому наследию репрессированных писателей. Он впервые опубликовал хранившиеся в архивах КГБ рукописи и материалы о жизни и деятельности как репрессированных авторов, в частности Осипа Мандельштама и Исаака Бабеля, так и тех, кто репрессиям не подвергался, в том числе Максима Горького, Николая Бердяева, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Михаила Булгакова, Андрея Платонова, Михаила Шолохова.
"Без него этой комиссии не было бы - и не вернулись бы, не пришли бы к читателям многие сочинения погибших авторов, - отмечается в некрологе "Мемориала". - Да и о судьбах многих мы так и не узнали бы без его подвижнического труда, который он продолжал - подчас почти в одиночку".
Покойный литературный критик Бенедикт Сарнов в своей статье в "Гранях" также отмечал огромную работу, проведенную Шенталинским.
Результаты своих архивных изысканий писатель изложил в книгах "Рабы свободы" (первое издание - в переводе на французский, 1993; по-русски вышла лишь в 2009-м), "Донос на Сократа" и "Преступление без наказания". Эти книги были переведены на ряд языков.
Также Шенталинский перевел с церковнославянского сборник проповедей "Статиръ", написанный в 1683-1684 годах уральским протопопом Потапом Игольниковым. Соавтор книги "От избытка сердца говорят уста. Рукопись XVII века "Статиръ" и ее автор" (2011).
С 2013 года в Чистопольском районе Татарии, где вырос писатель, проводится ежегодный творческий фестиваль "Шенталинские чтения".
Статьи по теме
Правда торжествует
Итак, зловещее ведомство разжало свои стальные челюсти и выпустило на волю полвека назад изъятую у автора рукопись. Арестованный роман Василия Гроссмана (наконец-то!) вернули. Но кому вернули? Читателю? В том-то и дело, что нет. О том, чтобы роман "Жизнь и судьба" дошел до читателя, позаботились в свое время совсем другие люди. И первым из них был сам его автор.