Балет с пистолетом
Великий и ужасный Филип К. Дик умер в 1982 году, так и не увидев ни одной своей экранизации. В том же году Ридли Скотт делает его "Бегущего по лезвию", и экранизация становится одним из самых популярных фантастических фильмов в истории кинематографа. Через 8 лет Верхувен экранизирует диковское "Вспомнить все" – эта картина тоже попадает в золотую коллекцию кинофантастики.
А в 2003 году мирно покоящегося в гробе Филипа решил поколебать Джон Ву, этот балетмейстер от action-фильмов: уж если стрелять, так через голову, закрутив тройное сальто, в полете успев израсходовать три-четыре магазина.
Дик, корпя над рассказом, задавался вопросами об ответственности человека, пытающегося заглянуть в будущее, и (не)возможности изменить оное. Ву, в свою очередь, ломал голову над тем, как бы в экранизацию рассказа 53-го года запихать побольше перестрелок, погонь на мотоциклах и полетов во сне и наяву.
Честно говоря, от Ву уже никто не ожидал ничего хорошего. После "Миссии невыполнимой" у всех возникло стойкое ощущение, что режиссер уже неизлечимо болен маразмом и склерозом. Джон из фильма в фильм до кадра повторял action-сцены, которые снимал еще в бытность жителем Гонконга. А любая погоня на мотоциклах или моторных лодках затягивалась минут на 15-20 и в конечном итоге смотрелась на экране скорее как попытка одного парового катка догнать другой.
Основная мысль "Часа расплаты" – будущее может предвидеть каждый. В чем автор рецензии убедился на собственном примере. Еще до того как в зале погас свет, я начал ждать белого голубя в кадре. Голуби пафосно летали у Ву в "Убийце", посыпали перьями пол в фильме "Без лица", сопровождали Тома Круза в "Невыполнимой миссии–2"... Появились и здесь.
Впрочем, когда не ждешь от фильма ничего хорошего, есть возможность быть приятно удивленным. Продюсеры, видимо, сделали соответствующие оргвыводы и начали нещадно кромсать драйвовые сцены, оставляя зрителю the best из Джона Ву. Все помножить на действительно интересный сюжет и пусть несколько однобокий, но все-таки профессионализм режиссера - и кино смотрится.
"Час расплаты", конечно же, не станет в ряду культовых экранизаций Дика, как, впрочем, и "Особое мнение" Стивена Спилберга или "Крикуны" Кристиана Дюгея. Но деньги свои соберет, хотя бы благодаря актерскому дуэту Бен Аффлек - Ума Турман.
Турман, кстати, не очень повезло в этой картине. Гример не просто не работал над ликом экс-супруги Гэри Олдмана, а скорее намеренно пытался состарить ее. Понятно, что недавние роды не могли пройти для актрисы бесследно. Однако снявшаяся в этот же период у Тарантино в "Убить Билла" Ума выглядит там лет на 10 моложе, чем в "Часе расплаты". Впрочем, лирические сцены и женские персонажи Ву вообще никогда не удавались: страшна и жена у двуликого Кейджа/Траволты в "Без лица", страшна и лирическая героиня, доставшаяся Крузу в "Миссии".
Джон Ву навсегда останется самим собой, но в последнее время он явно находился в состоянии творческого кризиса. Не знаю, какие изменения в личной или общественной жизни произошли у режиссера, но Джон явно идет на поправку. Пока с трудом – белые голуби все еще не дают ему покоя. Однако мирное посапывание зрителей в зале уже сменилось подобием интереса к происходящему на экране.
Будем надеяться, что через два-три фильма Джон окончательно реабилитируется и уборщицы, тихо матеря режиссера, снова начнут выносить со съемочной площадки ведра стреляных гильз.
Статьи по теме
Балет с пистолетом
На российсие экраны выходит фильм "Час расплаты" - постановка Джона Ву по произведению известного фантаста Филипа Дика. Как и ожидал посмотревший кино Тихон Корнев, у исателя и режиссера оказались совершенно разные цели. Если Дик задавался вопросами об ответственности человека, пытающегося заглянуть в будущее, то Ву ломал голову над тем, как бы в экранизацию рассказа 53-го года запихать побольше перестрелок и погонь.