Пагода дядюшки Тома
...Экономически поднявшись, Япония заполонила Америку дешевыми "хондами-мицубиси", суши- и караоке-барами, скупила половину офисов в центре Нью-Йорка. В общем, прочно обосновалась на финансовых просторах Соединенных Штатов. В отношении же культуры, Япония подпустила Америку не просто близко, а практически превратилась в один из островных штатов – бейсбол, гамбургеры и сэндвичи, Элвис Пресли и комиксы.
И все это, видимо, с единственной целью – пробравшись в стан врага, неожиданно скинуть бейсбольную форму, явить ошеломленным буржуям самурайские доспехи и порубать всех на суши.
Вот по-японски заговорила Ума Турман в "Убить Билла". Миике, Цукамато и Кумакири как к себе домой ездят на фестиваль в Торонто, где их неизменно встречают кучи сумасшедших поклонников - такого секса и насилия американцы не видели нигде и никогда.
Такэси Китано снимает в Америке "Брата якудзы", с общим посылом "негры с японцем - братья навек". Джармуш, в свою очередь, записывает в самурайские ряды чернокожего Уайтекера ("Пес-призрак").
Видя, что деньги идут мимо кассы к "независимым", не выдержал и большой Голливуд, попытавшись сделать самурая из Тома Круза. Японцы потирают руки – теперь неизвестно, кто чьим штатом стал.
Над сюжетом "Последнего самурая" долго работать, видимо, не пришлось. Взяли сценарий "Танцующего с волками", нажали кнопочку "заменить всех индейцев на японцев", переименовали главного героя и отправились в страну восходящего солнца.
"Последний самурай" - до боли политкорректная история о западной экспансии в Японию. С одной стороны - жаль, конечно, гордых самураев, считающих ниже своего достоинства прикасаться к огнестрельному оружию. Но дикие ведь люди...
Как и в истории с индейцами, Америка сначала загоняет коренных жителей в резервации, а сотню-другую лет спустя начинает снимать совестливые, полные жалости к "меньшим братьям" картины, о том, какую самобытную культуру они попрали. В общем, "неудобно перед ребятами получилось".
Участвовавший в расстреле мирных индейцев-чероки Том Круз страдает муками совести и хроническим алкоголизмом, а тут его нанимают обучить японцев обращению с огнестрельным оружием. Бесполезно – поднявшееся восстание самураев неумолимо сметает на своем пути всех и вся. Попав в плен, Круз проникается идеями бусидо, излечивается от власти зеленого змия, а через некоторое время бежит вместе с остальными мятежниками на пулеметы. Финал предсказуем – все умерли (Круз, само собой, бессмертен).
Япония отнюдь не страна контрастов, это царство теней, полутонов, философии, в которой нет ни черного ни белого, хорошего или плохого, жизни или смерти... Все это было безжалостно выхолощено пленкой Panavision", ордой осветителей и гримеров.
Экс-клипмейкер Майкл Бэй, снимающий, наверное, самое "вылизанное" голливудское кино, - и тот сумел хоть как-то передать рыцарско-самурайский дух японцев, бомбивших Перл-Харбор. А вот самураям, бок о бок сражающимся с Крузом, повезло куда меньше. Не ждите (пусть уже слегка поднадоевшей) японской экзотики, массовых батальных сцен, феерических поединков на мечах, хокку и танку, или просто попыток понять сословие потомственных воинов. Тупо восстали - тупо погибли.
"Последний самурай" - японская версия "Сибирского цирюльника" - фильм о другой стране, снятый специально для людей, представляющих средневековую Японию, как страну, где с утра до вечера только и делают, что харакири и сукияки.
Однако, как бы там ни было, японская "культурная революция" докатилась и до Голливуда, суши придали вид гамбургеров и активно начали подавать в придорожных забегаловках, ковбои перековали кольты на мечи, а японцы, не сбрасывая бомб, прочно оккупировали американский континент.
Победа за самураями. Банзай, товарищи.
Статьи по теме
Пагода дядюшки Тома
На российские экраны вышел фильм "Последний cамурай" с Томом Крузом в главной роли. Посмотрев это кино, Тихон Корнев сделал для себя два противоречивых вывода. Во-первых, японская культура полностью завоевала Америку. А во-вторых, пленка Panavision, орды осветителей и гримеров эту культуру выхолостили до неузнаваемости.