Также: Кино, Культура

статья Сестры Магдалины в доме дураков

Мария Белиловская, 09.09.2002

Жюри 59-го Венецианского кинофестиваля в воскресенье подвело итоги и раздало награды. Главный приз фестиваля, "Золотой лев", достался Питеру Муллану за картину "Сeстры Магдалины" - в полном соответствии с пророчествами большинства критиков. "Сестрами Магдалины" называли обитательниц приютов при монастырях, куда отправляли "неблагополучных", как теперь говорят, девушек - либо ставших матерями без брака, либо жертв изнасилования, либо просто слишком соблазнительных. Содержали их там в условиях, близких к тюремным, и использовали как бесплатную рабочую силу. Муллан, вышедший получать свой приз в килте и бархатном жилете, сравнил все это с порядками движения "Талибан". Разумеется, Ватикан с ним не согласен; тамошняя пресса назвала ленту "злобной провокацией".

Евгений Евтушенко, один из членов основного жюри, возглавляемого красавицей-китаянкой Гун Ли, времени зря не терял. Результат - второй по значению приз Гран-при, доставшийся "Дому дураков" Андрея Кончаловского; объявление об этом сопровождалось свистом и улюлюканьем зала. "Дом дураков" показывает чеченскую войну глазами пациентов сумасшедшего дома, который оказался в зоне военных действий. Большинство пациентов играют самые настоящие душевнобольные; кроме них в фильме снимались Юлия Высоцкая и Евгений Миронов, а также певец Брайан Адамс, который воплощает мечту одной из пациенток о большом и светлом.

Вообще в этом году Венеции с русскими (или русским в Венеции) повезло. "Золотой лев" в номинации короткометражных фильмов достался картине "Клоун" россиянки Ирины Ефтеевой. В конкурсе участвовал и "Поцелуй медведя" Сергея Бодрова-старшего, снятый на немецкие деньги. Впрочем, сказка о молодой циркачке, которая купила медведя Мишу, оказавшегося оборотнем (человеческую ипостась играет Бодров-младший), особого успеха не имела.

Русские в этом году были не только конкурсными режиссерами, но и героями картин. Компания Intermedia предприняла последнюю отчаянную попытку спасти провалившийся в американском прокате фильм "К-19": в Венецию прибыли Харрисон Форд и режиссер Кэтрин Бигелоу, которые рассказывали всем о героизме советских моряков и о своей решимости отдать дань их подвигу. А Лукас Мудиссон, главный на сегодня шведский режиссер, представил в программе "Против течения" картину под названием "Лиля навсегда" (Lilya 4-Ever), снятую почти целиком на русском языке. Снова о подростковых метаниях и безысходности, как в его ранней ленте "Покажи мне любовь", однако надрыв градусом выше; такое ощущение, что кто-то убедил маэстро в том, что шведские девочки из невезучего городка Омоля просто с жиру бесятся, решая свои проблемы с половой ориентацией, а истинная трагедия-то - вот она, всего в паре часов лету. Оксана Акиньшина из бодровских "Сестер" играет 16-летнюю Лилю, мать которой бросила дочку и умотала в Америку. Лиля голодает, мечтает о лучшей жизни, делится мыслями с Володей, мальчиком помладше (Артем Богучарский) и отправляется на панель, чтобы заработать на еду. В поисках лучшей жизни девушка едет в Швецию - и оказывается там снова проституткой, сексуальной рабыней. Кончается все совсем плохо, но Мудиссон говорит, что в смерти есть надежда. Несмотря на мрачное содержание, а может, и благодаря ему, фильм пришелся по вкусу зрителям в Швеции: его посмотрели 50 тысяч человек, что при 9-миллионном населении немало.

Больше всего споров в этом году вызвал снятый на французские деньги киноальманах "11 сентября", посвященный понятно какой годовщине. Своими размышлениями по этому поводу поделились 11 режиссеров, каждый снял эпизод на 11 минут и 9 секунд. Судя по всему, американского проката проекту не видать: в годовщину гибели более трех тысяч человек не все готовы говорить о том, что Америка, мол, сама во всем виновата. Так, например, считает герой ленты египтянина Юсефа Шахина, который говорит: Америка - демократия, ее граждане выбирают своих руководителей, а значит, и разделяют ответственность за их деяния. Британец Кен Лоуч с использованием документальной хроники вспомнил о перевороте в Чили 11 сентября 1973 года. Его эпизоду зал аплодировал несколько минут со слезами на глазах, и киномеханику даже пришлось остановить пленку. Француз Клод Лелуш, как обычно, снял любовную историю, босниец Данис Танович - размышление о резне в Сребренице, а индианка Мира Наир - историю мусульманского юноши, который погиб во Всемирном торговом центре, спасая других, - а журналисты и ФБР во всеуслышание назвали его террористом. А режиссер Идрисса Уэдраго из далекой страны Буркина-Фасо представила историю про мальчиков, которые мечтают получить 25-миллионную награду за поимку бен Ладена и употребить эти деньги на спасение своей страны от СПИДа, малярии и менингита.

Жаль, конечно, что без наград остались изысканный Такэси Китано ("Куклы") и провокационный, как обычно, Ларри Кларк. Его "Кен Парк", представленный в программе "Против течения", - это история четырех калифорнийских семей, каждая из которых несчастлива по-своему. Тема - инцест во всех видах, ну и еще подростковый суицид. Кларк остается верен своей любви к обнаженным тинейджерам: они были изображены даже на постере картины. Откровенность зашкаливает. "Я показываю все, - сообщает один из актеров. - В этом фильме на каждую вагину найдется свой пенис".

Такэси Китано в нынешней Венеции был призван замаскировать отсутствие венецианского ветерана Вуди Аллена, который в результате организационных неувязок предпочел Венеции Канны, за что итальянцы на него очень обиделись. "Куклы" - это три истории о любви и судьбе; три пары влюбленных, которые погибают как раз тогда, когда они счастье становится возможным. В отличие от прежних фильмов Китано, в "Куклах" - потрясающие цветные пейзажи; съемочная группа неделями ждала, когда расцветет вишня весной и когда заалеют клены осенью.

Лучшей актрисой фестиваля была названа Джулианна Мур за роль в фильме Тода Хейнса "Далеко от рая". Идеальная американская домохозяйка 50-х годов застает мужа целующимся... с мужчиной и от отчаяния заводит роман с чернокожим садовником. Приз за лучшую мужскую роль достался "своему" - актеру Стефано Ассорци, который в фильме "Путешествие по имени любовь" сыграл итальянского поэта по имени Дино Кампанья. Для нашего зрителя в этой картине самое важное - имя режиссера: Микеле Плачидо давно уже не комиссар Каттани; он снимает фильмы, и некоторые из них даже берут на престижные фестивали.

Впрочем, итальянское присутствие в этом году было как никогда значительным. Скорее всего новый директор киносмотра Мориц Де Хадельн не хотел, чтобы его, чужака и гражданина Швейцарии, более 20 лет заправлявшего Берлинским фестивалем, обвинили в пренебрежении национальным кинематографом. Ставку он сделал на итальянскиъх "стариков": вручил почетного "Золотого льва" ветерану Дино Ризи, организовал торжественное празднование 90-летнего юбилея Микеланджело Антониони, а также пригласил в качестве одной из главных звезд Софи Лорен, вновь блиставшую в Венеции после долгих лет отсутствия.

Именно Де Хадельна многие журналисты считают главным победителем Венеции. Он был назначен всего за полгода до фестиваля после долгих и скандальных выяснений отношений между дирекцией фестиваля, правительством Италии и интеллигенцией, которая угрожала бойкотом фестиваля в случае, если новый директор будет действовать под диктовку ставленников премьера Берлускони. Руководить Венецианским киносмотром приглашали Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино; оба отказались, причем Тарантино бурчал что-то про "чашу с ядом". Де Хадельну удалось сделать почти невозможное: за небольшой срок собрать конкурс "с именами" и привезти звезд.

ИНФОРМБЮРО: Международный кинофестиваль в Венеции
Всем по серьгам, кроме "Сестер" - Грани.Ру, 10.09.2001
59 Mostra Internazionale d'Arte Cinematografica
La Biennale di Venezia

Мария Белиловская, 09.09.2002