статья В ожидании года

Сергей Кузнецов, 01.07.2002

Когда я начал писать эту статью, больше всего мне хотелось повторить целиком статью предыдущую - потому что нынешний год полностью подтвердил выводы прошлого.

1. По обыкновению Московский фестиваль делится на две неравные части: конкурс и внеконкурсные показы. Фестивалю класса "А", каким ММКФ претендует быть, положен сильный конкурс - как Каннам или Венеции. Но, как мы все знаем, такого в Москве никогда не было и вряд ли будет. Можно было бы его отменить вовсе - но тогда государство вообще не даст денег и фестиваля не будет совсем. Поэтому единственное чего от конкурса хотелось бы - это чтобы не было мучительно стыдно смотреть заявленные фильмы. Последние годы это вполне удается, и этот год тоже не стал исключением.

2. Главным для зрителей является внеконкурсный показ. Однако по мере того как растет количество программ, фильмов и кинотеатров, падает интерес к каждому отдельному фильму. Залы зачастую остаются полупустыми.

3. Понятно, что надо устроить с ММКФ, чтобы он стал совсем хорош: сделать его меньше. Ограничить количество фильмов и программ. Строго распределить их по кинотеатрам, чтобы зритель знал, что, скажем, "Восемь с половиной фильмов" идут там-то и там-то, а "Новые надежды" - там-то и там-то. На строго определенных сеансах и только в одном кинотеатре. В крайнем случае, для особых хитов можно зарезервировать несколько сеансов в последние дни. Тогда опять вернутся аншлаги и режиссеры не будут с изумлением смотреть в пустой зал. Общая идея - пожертвовать количеством в пользу качества. Но тогда - смотри первый пункт - государство не даст денег и фестиваля не будет совсем.

Именно потому, что все возможные изменения твердо заблокированы способом финансирования фестиваля, возможностей для изменения к лучшему у него почти нет. Потому концептуально последние два года похожи друг на друга.

Можно сказать, что с конкурсом определились. В него, как правило, попадают малоудачные фильмы классиков, амбициозные, но не состоявшиеся проекты или интересные дебютные работы. В этом году из классиков представлены Боб Рейфелсон ("Дом на Турецкой улице"), Кшиштоф Занусси ("Дополнение") и братья Тавиани ("Воскресение"). Именно Тавиани и получили "Золотого Георгия" за лучший фильм - хотя назвать фильмом сокращенную версию телесериала можно только с некоторой натяжкой. Говорят, что победа братьев Тавиани - заслуга председателя жюри Чингиза Айтматова, отчаянно лоббировавшего этот фильм. Смотреть это кино не стыдно, и количество клюквы не превышает допустимых норм, но и поверить, что эти же самые люди сняли "С добрым утром, Вавилон" или "Фиориль", почти невозможно.

Кадр из фильма "Зов земли" с сайта www.miff.ru В качестве амбициозных, но неудавшихся проектов можно назвать австрийское "Торжество Едермана" или эстонское "Сердце медведицы", которые, по счастью, ничего не получили. Дебютные фильмы при таком раскладе получаются наиболее интересными - и в этот раз спецприз жюри ушел иранскому "Зову земли" (реж. Вахид Мусаян, он же стал победителем конкурса дебютов), а приз за главную женскую роль достался Микако Итикаве за работу в тонкой японской картине "Синева" (реж. Хироси Андо).

Единственное отличие от прошлогоднего конкурса - участие в нынешнем отечественных фильмов. В прошлом году создатели выслушали столько упреков в том, что ни одного русского фильма в конкурсе нет, что взяли в конкурс целых три: триллер "Одиночество крови" клипмейкера Романа Прыгунова, "Чеховские мотивы" классика Киры Муратовой и "Кукушку" Александра Рогожкина.

Именно "Кукушке" - гуманистическому фильму о финской войне - все и пророчили первый приз, однако в результате Рогожкин унес только приз за режиссуру. Ему же достались приз ФИПРЕССИ (который он разделил с Занусси), приз зрительских симпатий и приз федерации киноклубов. Гильдия кинокритиков наградила "Золотым слоном" фильм Муратовой и также присудила "антидиплом" фильму Прыгунова, как не соответствующему фестивалю уровня "А", отметив, правда, что приз присуждается не столько режиссеру, сколько составителям программы.

Что же касается внеконкурсного показа, то доминирующим ощущением зрителей было, что все достойное мало-мальского внимания уже куплено. А если не куплено прямо сейчас, то будет куплено поздней. Если не для большого экрана, то для видео.

Прошлогоднюю статью я завершил тем, что пожелал удачи организатором фестиваля в "счастливом" 2002 году. В этом году можно сказать, что мы знаем, чего ждать через год. Жизнь вошла в свою колею, и ММКФ нашел свое место если не в мировом, то в российском кинопроцессе.

Программа-минимум для киномана - Грани.Ру, 21.06.2002
Хорошо, но много - Грани.Ру, 04.07.2001
Радости и разочарования - Грани.Ру, 02.07.2001

Сергей Кузнецов, 01.07.2002