Про медведей и свиней
В воскресенье завершился Берлинский кинофестиваль. Его результаты опровергли ожидания критиков, в один голос пророчивших главный приз или "Восьми женщинам" Франсуа Озона, или "Балу монстра" Марка Фостера. В результате оба фильма получили призы за достижения играющих в них дам - "Серебряный медведь" за лучшую женскую роль Холли Берри в "Бале монстра" и приз за выдающийся актерский ансамбль актрисам "Восьми женщин".
"Золотого" же "медведя" впервые с 1990 года поделили между собой два фильма. Жюри под предводительством индийского режиссера Миры Наир, неожиданного триумфатора прошлогодней Венеции, не смогло выбрать лучшего и единственного, и посему победителями стали японский мультфильм "Сэн и Тихиро, унесенные духами" Хайяо Миядзаки и английское "Кровавое воскресенье" Пола Гринграсса. Теперь Миядзаки осталось только получить "Оскара" - и идеальная биография японского мультипликатора готова: от экранизаций комиксов-манга в 60-е годы до культовой и суперуспешной "Принцессы Мононоке" (1997) и нынешнего приза Берлинале.
Очередное творение Миядзаки - "Унесенные духами" - есть традиционная манга-история о десятилетней девочке, попадающей из благополучного японского пригорода в мир духов и богов, управляемый ведьмами, превратившими ее родителей в свиней; девочке приходится как-то выбираться из странной ситуации. Оседлав "Золотого медведя", большеглазые графичные дети японских мультиков наглядно продемонстрировали свои крайне серьезные позиции в современной визуальной культуре.
"Кровавое воскресенье", фильм, снятый на грант Британского совета в основном для телевидения, посвящен трагическим событиям тридцатилетней давности. Пол Гринграсс, снимавший до сих пор только телефильмы, решил экранизировать книгу Дона Муллана "Стань участником Кровавого воскресенья" - о расстреле мирной демонстрации в североирландском городе Лондондерри 30 января 1972 года.
Приз японскому мультфильму - один из последних отголосков моды на азиатское кино, которая почти десять лет царила в Берлине. Теперь у Берлинале новый директор и новая линия - поддержка современного немецкого кинематографа. В этом году немцы получили всего три приза, среди которых, правда, и Гран-при, врученный запутанной трагикомической истории супружеских измен "Посередине лестницы" (режиссер Андреас Дрезен). По общему же количеству призов на душу населения в этом году лидируют все-таки французы, получившие шесть премий, не считая разного рода небольших приятных поощрений вроде приза читателей Berliner Morgenpost "Восьми женщинам" Озона.
Жак Гамблен получил "Серебряного медведя" за лучшую мужскую роль в фильме Бертрана Тавернье "Пропуск" (Laissez-Passer). За этот же фильм получил титул "лучшего композитора" Антуан Дюамель. Его зовут почти так же, как Антуана Дуанеля, любимейшего сквозного персонажа Франсуа Трюффо, "Последнему метро" которого Тавернье отвесил все положенные поклоны в ретрофильме о французских кинематографистах в оккупированном Париже. Хотя Трюффо никогда бы не сделал главными героями молчаливого интеллектуального сопротивления немцам сценаристов Жана Оранша и Пьера Боста, которых в бытность свою кинокритиком обвинял во всех смертных грехах вплоть до падения уровня французского кинематографа. Тавернье, своевольно назначивший себя наследником классической французской кинематографической традиции, теперь выводит эту пару в качестве носителей национального духа, чем уже вызвал страшный скандал среди французских зрителей, возмущенных оправданием коллаборационистов.
Российских фильмов в конкурсе не было представлено вообще. Единственная форма присутствия кинематографа бывшего СССР на фестивале - Отар Иоселиани, получивший приз за лучшую режиссуру ("В понедельник утром"). Иоселиани обосновался во Франции уже очень давно и методично снимает неземной красоты истории о невозможности полной свободы и отсутствии в нашем грешном мире хоть какой-нибудь гармонии. С каждым разом фильмы становятся все мрачнее и меланхоличнее, но красоты не теряют.
"В понедельник утром" можно рассматривать как продолжение предыдущего фильма Иоселиани "Истина в вине", где герои в финале уплывали от обыденной жизни на лодочке, груженной бутылками с вином. На сей раз нам показывают, куда же они могли приплыть. Приплыла лодочка в Венецию, где нереальность самого города, "размокшей каменной баранки", становится отличным фоном для полуреальных приключений главного героя, вырвавшегося с занудной заводской работы и пытающегося оторваться по полной. "В понедельник утром" получил также приз ФИПРЕССИ с удивительно точной формулировкой "за профессионализм и элегантность в изображении абсурда и скуки повседневной жизни".
Приз "Голубой ангел" за лучший европейский фильм получила датчанка Аннет Ольсен за фильм "Мелкие неприятности" (Sma ulykker).
Производитель известного шампанского Piper-Heidsieck на Берлинале ежегодно премирует молодых актеров. На сей раз приятную сумму 15 000 евро получили Даниэль Холл (за роль девочки-метиски, путешествующей в компании мальчика-маори в австралийском фильме Айвена Сена "Под облаками") и Хью Боневиль, сыгравший в поставленной Ричардом Эйром картине "Айрис" - кинобиографии Айрис Мердок.
Скверный анекдот об американце, китайце и французе (Алексей Медведев об итогах Берлинского кинофестиваля 2001 года)