Всем по серьгам, кроме "Сестер"
Венецианский кинофестиваль если не самый старый, то по крайней мере один из старейших: проводят его с 1932 года. Как обстояло дело с кинорынком в тридцать втором году, мы, читатель, представляем себе не то чтобы очень хорошо. Но кое-что можно утверждать с определенностью: мультиплексов тогда не было в помине, с момента появления "Метрополиса" Фрица Ланга прошло каких-то шесть лет, цены в тридцать втором были ниже, актерские пары не разводились раз в два года, а Джордж Лукас вовсе еще не родился.
*
В этом году впервые за всю историю фестиваля присуждалось два "Золотых льва". Первый - как обычно, за лучший фильм, а второй - за лучший фильм программы "Кино настоящего". В смысле - кино сегодняшнего дня. Экспериментальное. Авангардное. Новшеством этим мы обязаны директору фестиваля Альберто Барбере, который озаботился тем, что зрители и пресса заняты только основными ньюсмейкерами, между тем как помимо развода Кидман и Круза в кино происходит много нового и интересного.
*
Итоги в этом году таковы. "Золотой лев" за лучший фильм (международное жюри, председатель - Нанни Моретти) достался фильму "Свадьба в сезон дождей" индийского кинорежиссера Миры Наир. Гран-при жюри - "Жарища" Ульриха Зайдля. Спецприз за лучшую режиссуру получило "Тайное голосование" иранского режиссера Бабака Пайами. Приз за лучший сценарий - "И твоя мама тоже" Альфонсу Куарона. "Чаша Вольпи" лучшему актеру - Луиджи Ло Кашо (фильм "Свет моих очей"). "Чаша Вольпи" лучшей актрисе - Сандре Чеккарелли за тот же "Свет моих очей". Премия Марчелло Мастроянни (присуждается молодым актерам) - Гаэлю Гарсиа Берналю и Диего Луне за фильм "И твоя мама тоже".
"Лев года" по той самой альтернативной программе "Кино настоящего" (присуждается международным жюри во главе с Сигэхико Хасуми) за лучший фильм отошел "Расписанию" Лорана Канте. Специальный приз жюри получили "Дары моря" Чжу Вэня и "Дыхание" Дамиана Одуля.
"Лев будущего" (жюри во главе с Седриком Каном) за лучший фильм - "Хлеб с молоком" Яна Свитковича.
"Серебряный лев" за короткометражки (жюри во главе с Франческой Коменчини) - лучший фильм: "Вундеркинды" Яна Крюгера.
*
"Золотой лев" Миры Наир - это в некотором роде предсказуемая неожиданность. Очевидным фаворитом и у критики и у журналистов было "Тайное голосование" Пайами, сюрреалистический фильм о выборах, демократии, политике, народе и власти. Судьбу нынешнего поколения иранских режиссеров легкой не назовешь. Не так давно, например, Министерству культуры Ирана пришлось заплатить 25 000 долларов выкупа "стражам исламской революции", которые ввергли в узилище режиссера Таминех Мелани: она неосторожно сняла мелодраму о событиях 1979 года. Так что Пайами на пресс-конференции специально упирал на то, что его лента - не об исламской демократии в Иране, а "на социально-политические темы вообще". Однако в прошлом году "Золотого льва" получил "Круг" Джафара Панахи, а награждать два года подряд фильмы из одной и той же страны не принято. Хотя бывало: в начале 1980-х несколько лет подряд награждали французов. Но то французы.
*
Так что по сути дела претендентов было два. "Свадьба в сезон дождей" Наир и "Дикая невинность" Филиппа Гарреля ("Золотой лев" 1991 года за фильм "Я уже не слышу гитару"). "Невинность" - черно-белый фильм, главный герой которого - режиссер. Он снимает фильм о своей жене, которая погибла от передозы. Деньги на фильм зарабатывает, выполняя функции наркокурьера. В процессе съемок актриса, играющая главную роль, входит в образ до такой степени, что тоже умирает от передозы. ("Итого, сколько полицейских погибло? - Двадцать два. Еще одиннадцать при следственном эксперименте"). Очевидно, жюри решило, что если дать "Льва" Гаррелю, то это будет выглядеть как уступка голливудским тенденциям ("Реквием по мечте", "Траффик", "Кокаин":), да и вообще женщине из страны третьего мира "Золотой лев" как-то больше к лицу.
*
Награждение Наир - абсолютно политкорректный ход, разочаровавший критиков, полюбивших Пайами. Во-первых, пора было наградить женщину. В последний раз (и впервые за всю историю Венецианского фестиваля) это произошло в 1985 году, когда "Льва" получила Аньес Варда за "Бродягу". Во-вторых, в фильме имеет место ясная и актуальная социальная проблематика. В-третьих, председатель жюри Нанни Моретти аттестовал Наир как "визионерку и мечтательницу". Она, правда, открещивается и утверждает, что фильм содержит "личное и совершенно частное высказывание" о ее жизни и семье, но раз доктор сказал в морг, значит в морг. Выступая на церемонии с ответным словом, Мира Наир сказала, что раньше "сильный кинематограф [Индии] был известен лишь половине мира; теперь и другая половина мира будет его знать. Эта награда - великая гордость Индии и великая для нее честь".
*
"Жарища" австрийца Ульриха Зайдля (альтернативное название - "Собачьи дни"), получившая Гран-при жюри, - первый художественный фильм известного документалиста (ленты "Хорошие новости", "Любовь животных" и "Модели"). Вернер Херцог включил в свое время Зайдля в десятку своих любимых режиссеров и сказал в одном из интервью, что когда смотрел "Любовь животных", "заглянул в ад кинематографа так глубоко, как только это вообще возможно". Окрестности Вены, полоса ничейной земли: автобан вдалеке, пустующие склады, закрытые гипермаркеты. Воскресенье. Жара. По нейтральной земле бродят люди в одном белье или вовсе без ничего. Они любятся, сходят с ума и играют друг с другом в игры - иногда очень жестокие. А жара между тем усиливается. Любви в этой земной проекции адского круга никто не найдет, а где мы окажемся, когда лето кончится - неизвестно. Критики припоминают рассказ Кортасара о пробке на шоссе.
*
Лоран Канте, чье "Расписание" ("Как убить время") получило "Льва года" в конкурсной программе "Кино настоящего", снял в 1999 году фильм "Человеческий фактор", получивший "Сезара" за лучший дебют, премию "Новая режиссура" в Сан-Себастьяне и еще ряд наград. Кроме того, режиссер известен своими работами для телевидения. "Расписание" - это своего рода "Правдивая ложь" шиворот-навыворот. Преуспевающий бизнесмен, деловые поездки, консалтинг, жена, трое детей. Деталями своей работы он делится с семьей по вечерам за ужином, в общем - полная идиллия. Только вот работу он уже много недель как потерял, вся жизнь превратилась в бесконечное вранье, чтобы достать денег, он предает старых друзей, финансовыми делами которых занимается, и так далее.
*
Теперь немного о тех, кто уедет из Венеции несолоно хлебавши. Среди прочих, во-первых, Бодров-младший, который претендовал на "львов", полученных Канте и Свитковичем. "Сестры" никого на фестивале не впечатлили - ни критиков, ни публику, ни журналистов. Зато всенародный брат, по образованию искусствовед со специализацией на итальянских художниках, еще раз побывал в Италии. А там солнце и море.
Во-вторых, корейский режиссер Ким Ки-дук, чей фильм "Адрес неизвестен" в общем имел некоторые шансы. Лента рассказывает нам о корейской девушке, которая забеременела от американского солдата, он уехал на родину, а девушка через много лет начинает писать ему письма, которые возвращаются к ней с пометкой "Адрес неизвестен". Жюри, вероятно, решило, что корейское кино - оно, конечно, да, но демонстрировать в подробностях процесс забивания собак до смерти - это немного чересчур.
В-третьих, с пустыми руками возвращается в Португалию Тереза Виллаверде, чья "Вода и соль" вызвала у журналистов сильное оживление. О собственно кинематографических достоинствах ленты мало кто упоминает, а интерес вызывает тот факт, что фильм откровенно автобиографический. Но у жюри исповедальность сочувствия не нашла.
*
58 - некруглая цифра. Никаких неожиданностей фестиваль не принес. Выбор Миры Наир в качестве лауреата номер один - совершенно компромиссный, решение выглядит таким скользким стеклянным шариком, ухватиться не за что. Гран-при Зайдля (вполне, впрочем, заслуженный) призван удовлетворить полюбивших его кинокритиков, премия актерам из фильма "И твоя мама тоже" - сдержанный поклон в сторону зрителей, большинству которых картина приглянулась. "Лев года" вручен картине умеренно альтернативной и к тому же поднимающей актуальную социальную проблематику.
Крайности успешно отсечены, публика аплодирует, волки сыто урчат и поглаживают животы, овцы пасутся на зеленой итальянской травке и щурятся на теплое осеннее солнышко.
Члены жюри сидят за столиком кафе на площади Сан-Марко. "Благодать-то какая", - говорит Нанни Моретти, закуривая сигарету. Сигэхико Хасуми и Седрик Кан согласно кивают и заказывают себе еще по маленькому эспрессо.
58 Mostra Internazionale d'Arte Cinematografica
La Biennale di Venezia
Статьи по теме
Всем по серьгам, кроме "Сестер"
Крайности успешно отсечены, публика аплодирует, волки сыто урчат и поглаживают животы, овцы пасутся на зеленой итальянской травке и щурятся на теплое осеннее солнышко. Члены жюри сидят за столиком кафе на площади Сан-Марко. "Благодать-то какая", - говорит Нанни Моретти, закуривая сигарету. Сигэхико Хасуми и Седрик Кан согласно кивают и заказывают себе еще по маленькому эспрессо.