Австралийская фиалка Монмартра
Открытие 54-го Каннского фестиваля картиной молодого австралийского режиссера База Лурмана "Мулен-Руж" могло бы показаться ходом банальным: ежегодно в первый день Канны запускают непритязательный, зрелищный, веселый фильм - будь то "Пятый элемент", "Ватель" или "Сибирский цирюльник". Тем более что очередная - какая там по счету? - история легендарного парижского кабаре, рассказанная, разумеется, в песнях и повествующая о любви, вполне удовлетворяет тщеславие французов в первый день главного кинофестиваля мира - законной гордости нации. Однако это не совсем так.
"Мулен-Руж" - это уже третий фильм База Лурмана, и третий, сделанный на стыке культур (при ясной установке на "попсовую" зрелищность) и достаточно лихо, почти новаторски. Манеру Лурмана российский зритель мог оценить в "Ромео+Джульетте" с Лео Ди Каприо в главной роли. Здесь вновь вызывающе выигрышный кастинг (в центре история любви кабаретной куртизанки Сатин в исполнении безумно популярной на фоне бракоразводного процесса Николь Кидман и юного поэта Кристиана - Юэна Макгрегора, доросшего от наркомана из Глазго до рыцаря-джедая) и нетривиальное музыкальное решение. В частности, звезды "Мулен-Руж" поют и танцуют переработанную в стиле "ностальжи" "Нирвану", а также U2, Элтона Джона, Дэвида Боуи, Queen, Мадонну и т.д. и т.п.
Но даже не это самое интересное: чисто коммерческий проект вразрез со всеми обычаями внесен в официальный конкурс и может претендовать на любую награду - не только за удачные костюмы или необычный саундтрек, но и, скажем, за режиссуру! И хотя по окончании просмотра в зале среди аплодисментов слышались редкие, но отчетливые свистки, в основном каннская аудитория оценила остроумие и отвагу База Лурмана, в очередной раз доказавшего право на звание одного из самых изобретательных режиссеров зрелищного кино. Кстати, успех его стиля подтвержден и материально: именно огромные кассовые сборы "Ромео+Джульетты" помогли Лурману основать свою компанию, спродюсировавшую "Мулен-Руж".
Первое и главное качество кино База Лурмана - предельная условность: место и время действия заставляют зрителя забыть о национальности актеров и режиссера. Смелая адаптация Шекспира в клиповой манере могла вызывать (и вызывала) ряд претензий, но в случае с кабаре и опереттой эта броская, полная музыки и перенасыщенных красок эстетика как нельзя кстати. Итак, Париж начала века, теперь уже прошлого. Париж условный, по сказочности успешно соперничающий с лучшими картинками студии Уолта Диснея, больше похожий на сказочную декорацию, каковой в результате и оказывается: отброшенный ногой положительного героя револьвер злодея вылетает за двери и отскакивает от верхушки Эйфелевой башни, внезапно оказавшейся на высоте среднего диснейлендовского аттракциона. Однако в интерьерах "Мулен-Руж" - будь то сцена, кулисы или легендарный слон из папье-маше с будуаром внутри головы - открывается вселенная еще более удивительная, нарочито преувеличенная во всем, от грима до поведения персонажей. Оправдывается начало фильма, в котором раздвигается пурпурный занавес, а уже за ним обнаруживается до боли знакомая заставка "20 Century Fox". Перед зрителем театральный мир, и поэтому по зрелищности и выразительности пейзажи могут соперничать с интерьерами; влюбленные танцуют среди облаков, а улыбчивая луна подпевает им голосом Пласидо Доминго.
Что касается знаменитостей, то их здесь вообще хватает: среди других приглашенных "голосов" Оззи Озборн и Кайли Миноуг, а в создании саундтрека принимали участие многие абсолютно актуальные звезды: Кристина Агилера и Fatboy Slim, Massive Attack и Боно, а также автор основной музыки Крейг Армстронг, аранжировщик Мадонны и Бьорк. Забавно, что некоторые исполняют чужие песни - как написанные специально для фильма, так и созданные 100-150 лет назад, а других, наоборот, стилизуют под Жака Оффенбаха: их произведения переложены в кабаретной манере, и красотки вздымают ноги то под "Smells Like Teen Spirits" "Нирваны" (причем в исполнении Мэрилина Мэнсона), то под "The Show Must Go On" Фредди Меркьюри. По замыслу Лурмана, это напоминание для зрителя о том, что перед ним не реальная история любви, а выдуманная, то есть кино. На самом же деле речь идет о вполне радикальном обновлении самого жанра мюзикла, не без полемики с Ларсом фон Триером: вместо трагического несоответствия жестокой реальности сладким песням - подчинение реальности этой опереточной эстетике.
Но "сладким" от этого фильм не становится, поскольку он полон юмора. Одинаково трогательно и смешно выглядят Кидман и Макгрегор, поющие в облаках стилизованного Парижа о любви с первого взгляда. Кстати, Лурман настаивал, чтобы актеры пели сами, что добавило во все происходящее еще немного иронии. В этих условиях даже ожидаемый с первых кадров unhappy end выглядит естественно. Органичность театральности - поразительный эффект, с полным успехом достигнутый Базом Лурманом.
После яркого и помпезного начала фестиваля несколько обескуражил фильм, открывший основную внеконкурсную программу "Особый взгляд", - "Р-Кристмас" ("Рождество") Абеля Феррары, бесспорного классика американского независимого кино, автора "Плохого лейтенанта" и одного из вдохновителей Тарантино. Поначалу удивившись тому, что картина уважаемого режиссера включена в "Особый взгляд", после ее просмотра критики начали удивляться, что фильм вообще пригласили в фестивальную программу. Пресная, лишенная иронии и условности, так свойственных картине Лурмана, работа Феррары - очередная и довольно банальная попытка вскрыть подоплеку американского благополучия.
Фильм рассказывает о преуспевающей молодой паре, озабоченной в преддверии Рождества покупкой дорогой куклы любимой дочке и другими подобными мелкими проблемами. Впрочем, тут же выясняется, что зарабатывают герои подпольной торговлей кокаином; когда мужа похищает таинственный черный киднэппер-расист (единственная удачная роль в исполнении известного рэппера Айс-Ти), герои вроде бы пересматривают свой взгляд на мир, что впоследствии оказывается очередной иллюзией. Нечто среднее между социальной сатирой и бытописательским очерком, картина не радует ни профессиональным монтажом, ни особой атмосферой, оставаясь попросту скучной. Что ж, в этом году преимущество конкурса перед внеконкурсной программой громогласно заявлено уже первым днем фестиваля, а удастся ли поколебать дисбаланс включенным в "Особый взгляд" фильмам Хэла Хартли и Тодда Солондза, покажут уже ближайшие дни.
Moulin Rouge (official site)
Канны-2001: все фильмы
Мюзиклы (досье Граней.Ру)
Le Festival de Cannes
Статьи по теме
Австралийская фиалка Монмартра
"Мулен-Руж" - это уже третий фильм База Лурмана, и третий, сделанный на стыке культур (при ясной установке на "попсовую" зрелищность) и достаточно лихо, почти новаторски. Здесь вновь вызывающе выигрышный кастинг (в центре история любви кабаретной куртизанки Сатин в исполнении безумно популярной на фоне бракоразводного процесса Николь Кидман и юного поэта Кристиана - Юэна Макгрегора, доросшего от наркомана из Глазго до рыцаря-джедая) и нетривиальное музыкальное решение.