Также: Кино, Культура | Персоны: Антон Долин

статья Вечное возвращение

Антон Долин, 19.04.2001

Программа Канн-2001 оставляет ощущение дежа-вю; ничего тут особого обидного для крупнейшего кинофестиваля мира нет, однако в центре внимания на сей раз снова будут герои давно минувших дней. Или недавно.

Например, неприкаянную Швейцарию, редкого гостя конкурсной программы, на сей раз будет представлять самый классический классик французского кино, позорящий свое имя на протяжении последних двадцати с лишним лет в каждом очередном фильме, - Жан-Люк Годар. А год назад Годар открывал фестиваль своей внеконкурсной короткометражкой, в которой безуспешно пытался решить амбициозную задачу - рассказать за считанные минуты об истории ХХ века. Все, что остается зрителям, - доверять вкусу редко допускающего ошибки президента фестиваля Жиля Жакоба отобравшего картину Годара в конкурс, а не для почетного, но бессмысленного "спецпоказа".

Или вот Америка: все мы любим "американских независимых", но не всегда одних и тех же, в самом деле! Вновь в Канны, второй год подряд, едут братья Коэны с "Человеком, который не был здесь" (ранее картина фигурировала в секретных досье как "Фильм о парикмахере"), сделав передышку на год возвращается после триумфа "Простой истории" Дэвид Линч. Правда, оба проекта обещают оказаться оригинальными: лукавые братья впервые сняли черно-белый фильм об Америке сороковых, населив его всевозможными причудливыми персонажами, а Линч привезет на Лазурный берег выстраданную работу "Малхолланд-драйв".

Ее судьба поистине детективна: АВС заказала постановщику "Твин Пикса" новый хитовый сериал с мистической подоплекой. Он согласился - и одновременно с солнечной "Простой историей" начал работу над пилотной серией телефильма. Просмотрев ее, продюсеры ужаснулись излишней жестокости некоторых сцен и потребовали как минимум изменить финал. Линч сопротивлялся почти два года, но потом сдался, заявив, что фильм после переделки перестал его интересовать. Зато "Малхолланд-драйв" заинтересовал монополистов европейского кино Canal+, после чего пилот сериала превратился в кинофильм (аж два с половиной часа), который Линч представит в Каннах. Остается вспомнить, что два года подряд Коэны (90-й год, "Бартон Финк") и Линч (91-й, "Дикие сердцем") удостаивались каннских Золотых пальмовых ветвей.

Приедет на Круазетт и японский классик, один из немногих обладателей сразу двух высших каннских наград ("Легенда о Нарайяме" и "Угорь") - СЈхэй Имамура с "Теплой водой под красным мостом". Его соотечественник Синдзи Аояма, несмотря на молодость, тоже "возвращается" после прошлого года (получившая приз ФИПРЕССИ "Эврика") с "Пустынной луной". Снова приедет австрийский суровый скандалист и моралист Михаэль Ханеке, ввергший фестивальную публику в ступор "Забавными играми" и вызвавший неоднозначную реакцию год назад своим французским проектом "Неизвестный код"; его новая работа называется "Пианистка". Практически каждый год приезжает в Канны и один из двух главных режиссеров иранского кино Мохсен Махмальбаф (в прошлом году фильм в конкурсе показывала его дочь Самира, он же был всего лишь продюсером и сценаристом) - на сей раз с картиной "Кандагар". Два года спустя возвращаются неутомимый португальский абсурдист и парадоксалист (ему 92 года!) Маноэль де Оливейра с картиной "Я возвращаюсь домой" и питерский затворник, любитель политических медитаций Александр Сокуров с "Тельцом". На фестивале 1999 года Оливейра получил приз жюри, а "Молох" Сокурова - награду за лучший сценарий.

И еще о нескольких значимых тенденциях. Во-первых, горделивых французов в конкурсе всего четверо, и лишь один из них известен нашему зрителю - режиссер далеко не гениальной мелодрамы "Желание" Седрик Кан. Во-вторых, итальянцев (которые в прошлом году безумно обижались, не будучи приглашенными в каннский конкурс) двое, но один из них - Нанни Моретти, уже получивший за свой фильм "Комната сына" главный кинематографический приз на родине, а второй - живой классик Эрмано Ольми. В-третьих, в конкурс попали фигуры поп-мира: Шон Пенн со своей третьей режиссерской работой и австралиец Баз Лурман ("Ромео+Джульетта" с Лео Ди Каприо) с кабаретной "Мулен-Руж" - в главных ролях Николь Кидман и Юэн МакГрегор. В-четвертых, в конкурсе есть полнометражный мультфильм "Шрек", притом дебютный, притом американский, притом студии Спилберга DreamWorks. Наконец, несколько весьма ярких режиссеров попали во внеконкурсную "параллельную" секцию "Особый взгляд"; среди них три независимых американца, не сильно уступающих тем же Линчу и Коэнам - Хэл Хартли ("Генри Фул") с "Ничего подобного", Абель Феррара ("Плохой лейтенант") с "R-Xmas" и Тодд Солондз ("Счастье") с "Повествованием". Правда, организаторы фестиваля утверждают, что тем самым не "опускают" режиссеров, а поднимают общий уровень "Особого взгляда"...

Le Festival de Cannes

Антон Долин, 19.04.2001