Скверный анекдот об американце, китайце и французе
Ни один критик вам в этом не признается, а я расскажу: главная эмоция, которую обычно испытываешь на фестивале, это скука. Скучно смотреть по пять фильмов в день и, не выспавшись, с трудом разлепляя глаза, следить за трудной судьбой обездоленных жителей Китая, социальными проблемами иммигрантов в Западной Европе и перипетиями гомосексуальной любви. Многие привыкли - им даже кажется, что чем скучнее, тем лучше, художественнее. Именно по этому принципу и были вручены главные призы 51-го Берлинского фестиваля.
Главный триумфатор называется "Интим" ("Золотой медведь", приз актрисе Керри Фокс за лучшее исполнение женской роли, приз "Голубой ангел" за лучший европейский фильм). Режиссера зовут Патрис Шеро, а известен он до этого был в основном по костюмному блокбастеру "Королева Марго". Это его первая англоязычная картина, что заметно: только француз мог не услышать несусветную глупость диалогов, а актеры, надо полагать, постеснялись обратить внимание.
"Интим" - очередной фильм о том, что нельзя регулярно заниматься бездуховным сексом с неизвестным партнером без серьезного ущерба для психики. Снят он в духе ранних фильмов Джона Шлезингера (приходит на ум и более поздний предшественник - Стивен Фрирс, тем более что сценарий "Интимности" написан Ханифом Курейши, автором "Сэмми и Рози ложатся в постель" и "Моей прекрасной прачечной"). Этакий гибрид "Дорогой" и "Последнего танго в Париже" плюс элементы реального секса. "Интим" представляет собой своего рода диковину: все-таки, согласитесь, надо иметь нетривиальное воображение, чтобы пригласить Тимоти Сполла ("Переполох", "Ватель") с его комически-гротесковой внешностью на роль драматического героя любовного треугольника.
Лондонский бармен Джей (Марк Райленс) каждую среду трахает Клер (Керри Фокс), жену Сполла, а потом знакомится с рогоносцем и со слезами на глазах начинает расспрашивать его: "Вот что бы ты сделал, если бы узнал, что твоя жена тебе изменяет, а потом этими самыми губами целует твоих детей?!" Серьезно, мрачно и глуповато.
Впрочем, отдельным представителям прогрессивной европейской прессы фильм понравился: немолодой, некрасивый, неголливудский секс неопрятных тел - это сейчас модно. По поводу таких фильмов французский режиссер Патрис Леконт (его романтическая история "Феликс и Лола" также была в берлинском конкурсе) сказал: "Есть картины, режиссеры которых топят зрителя под водой, а потом еще и голову придерживают, чтобы не дай бог не всплыл".
Гран-при жюри и "Серебряный медведь" были вручены "Пекинскому велосипеду" молодого независимого режиссера Ван Сяошуая. Китайский подросток покидает родную деревню, приезжает в большой город и устраивается на работу курьером. У бедняги крадут казенный велосипед. Босс выгоняет его и говорит, что примет обратно только в том случае, если велосипед будет найден, что, как вы сами понимаете, в Пекине далеко не просто. Мило, симпатично и неплохо снято, но следить два часа за поисками велосипеда - это... как-то... не вдохновляет, что ли? Один из персонажей "Актеров" Бертрана Блие в ответ на предложение посмотреть похожий фильм ("унылый фермер глядит на бесплодные поля, снятые ручной камерой на черно-белую пленку") стойко отвечал: "Лучше смерть". Смерть, конечно, хуже, но потерянного времени тоже жаль.
А теперь призы, не вызывающие особых возражений: "Серебряный медведь" очередной датской "Догме" - комедии Лоне Шерфиг "Итальянский для начинающих", "Серебряный медведь" за лучшую мужскую роль Бенисио Дель Торо ("Наркоторговля"), приз за лучший дебют аргентинскому "Болоту", "Серебряный медведь" за лучшую режиссуру тайваньцу Линь Чэншэну ("Красавица, продающая бетель"), "Серебряный медведь" за операторскую работу испанцу Раулю Пересу Куберо ("История минувших дней"). Но и этот выбор трудно назвать самым достойным.
А ведь все начиналось так весело! Берлинский фестиваль вообще кажется веселее Каннского и уж тем более Венецианского. Здесь реже произносят филиппики по поводу засилья Голливуда и охотно включают в конкурс американские блокбастеры, которые на фестивалях-конкурентах обычно идут вне конкурса. Получается не очень логично (многобюджетные оскаровские номинанты вроде "Наркоторговли" Стивена Содерберга или "Шоколада" Лассе Хальстрема соревнуются с очередной датской "Догмой" и камерной японской "Хлоей" Го Рийю), но уж точно нескучно и разнообразно. А когда в конкурсе оказывается к тому же еще и пара отличных японских фильмов, одна картина из Африки и великолепная южнокорейская драма, то хочется сказать Морицу Де Хадельну (это его последний год на посту исполнительного директора фестиваля) большое человеческое спасибо. Которого, к слову, совершенно не хочется говорить председателю жюри Биллу Механику.
Для справки: человек по фамилии Механик, не так давно уволенный с поста директора студии XX Century Fox, представляет собой жизнерадостного американца с простодушной (чтобы не сказать резче) улыбкой. Еще до начала фестиваля приглашение неудачливого чиновника на роль председателя жюри называли анекдотическим. Анекдот получился скверным, а главное - несмешным.
P.S. Три лучших фильма конкурсной программы по мнению вашего корреспондента:
1. "Хлоя" (Япония). Режиссер Го Рийю. Сдержанная, очень красивая и лаконичная экранизация культовой повести Бориса Виана "Пена дней". Никаких спецэффектов и сюрреалистической фактуры - только лилия, распускающаяся в легком героини, да комната, которая становится по ходу действия все меньше и мрачнее. Переход от любовной эйфории начала к депрессии трагического финала виртуозно задан с помощью меняющегося светового рисунка.
2. "Совместная зона безопасности" (Южная Корея). Режиссер Пак Чан Вук. Драма о корейских солдатах, несущих службу на узкой полоске земли, разделяющей Южную и Северную Корею и контролируемой нейтральными силами. Двое часовых с Юга в тайне подружились с двумя северными коллегами. Увы, добром дело не кончилось. Фильм начинается как неумелая криминальная драма, продолжается как трогательная комедия в духе Такэси Китано (а точнее, в духе тех моментов его фильмов, в которых он позволяет себе улыбнуться - одной половиной частично парализованного лица) и приходит в финале к трагедии такой простоты и силы, на которые мало кто способен в современном кино.
3. "Одураченные" (США). Режиссер Спайк Ли. Первый фильм афроамериканского режиссера, снятый на цифровое видео, и один из тех редких случаев, когда видеоизображение в игровом кино не раздражает. Ли органично использует его для работы в жанре художественной публицистики. Уморительно смешная игровая история о чернокожем телесценаристе, придумавшем сверхпопулярное и абсолютно расистское шоу, в финале уступает место киноклипу, в котором негры без устали кривляются, выкатывают глаза, танцуют чечетку и белозубо скалятся - на потеху публике. Спайк Ли находит расизм повсюду - от "Рождения нации" Гриффита до современных телешоу, рассчитанных на черную аудиторию. И с ним трудно спорить - дескать, белые комики кривляются не хуже черных. В том-то и дело, что все белые кривляются по-разному, а все черные - одинаково, отбывая навязанную им роль сошедшего с ума заводного механизма.
Кадр из фильма "Интим" с сайта Weekend.Ru
Статьи по теме
Скверный анекдот об американце, китайце и французе
Человек по фамилии Механик, не так давно уволенный с поста директора студии XX Century Fox, представляет собой жизнерадостного американца с простодушной (чтобы не сказать резче) улыбкой. Еще до начала фестиваля приглашение неудачливого чиновника на роль председателя жюри называли анекдотическим. Анекдот получился скверным, а главное - несмешным.